Наблюдения в условиях производства или в условиях эксплуатации представляют собой процесс, обеспечивающий получение достоверной информации о надежности наблюдаемых объектов. Цель планирования наблюдений заключается в определении требуемого объема наблюдений для получения оценок показателей надежности с заданной точностью и достоверностью.
Планирование наблюдений предусматривает выбор объектов и планов наблюдений, условий эксплуатации (испытаний) и режимов работы изделий. План наблюдений должен устанавливать число объектов наблюдений, порядок проведения наблюдений и критерии их прекращения.
Под объемом наблюдений следует понимать:
· число объектов наблюдений N - для плана [NUN];
· число объектов наблюдений N и число отказов (предельных состояний) наблюдаемых объектов r - для планов [NUr], [NRr], [NMr];
· число объектов наблюдений N и продолжительность наблюдений Т - для планов [NUT], [NRT] и [NMT].
Исходными данными для расчета минимального объема наблюдений для планов служат:
· знание вида закона распределения соответствующего показателя надежности;
· доверительная вероятность Р для оценки соответствующего показателя надежности;
Объектами наблюдений являются однотипные технические объекты (выборка или несколько выборок, проба или несколько проб), не имеющие конструктивных или иных различий, изготовленные по единой технологии и эксплуатирующиеся (испытывающиеся) в идентичных условиях. Выбор места проведения наблюдений должен обеспечивать наиболее характерные условия эксплуатации и режимы работы, предусмотренные нормативной документацией.
Наблюдения могут проводиться в различных целях, например, для оценки текущей надежности в ходе эксплуатации АТ; для приемки или отбраковки партии заводской продукции; для накопления данных в интересах прогнозирования технологических процессов и т.д. Однако формальной целью наблюдений во всех перечисленных случаях является получение минимальной, но достаточной (представительной) статистики, например, в виде вариационного ряда значений наблюдаемых показателей. Ниже, под наблюдаемыми показателями, в основном, понимаются те или иные показатели надежности авиационной техники (АТ).
Случайный характер показателей надежности и выборочная процедура решения задачи оценивания надежности обусловливает применение статистических методов: математической статистики, теории планирования наблюдений, статистического контроля. Эффект обеспечивается за счет корректного сокращения обьема наблюдений без потери достоверности информации, причем, эффект тем выше, чем сложнее и новее наблюдаемая система, чем дороже цена информации и чем больше лимит располагаемого времени. Эта ситуация весьма характерна при эксплуатации авиационной техники.
При статистическом контроле решаются, в общем случае, две задачи:
Наблюдения, проводимые для решения первой задачи называют контрольными, а второй задачи - определительными. Эти два вида наблюдений различаются не только целями, но и применяемыми методами планирования и обработки результатов наблюдений. Ниже проведен аналитический обзор лишь контрольных наблюдений, в применении к специфике эксплуатации АТ.
Контрольные наблюдения состоят из этапов планирования наблюдений, их проведения и анализа результатов наблюдений. Известны следующие виды контрольных наблюдений (виды статистического контроля):
· одноступенчатый;
· многоступенчатый;
· последовательный.
Они отличаются между собой процедурой их проведения и степенью учета информации, получаемой в ходе наблюдений и влияющей на принимаемые решения после каждого наблюдения или этапа наблюдений, на обьем (продолжительность) последующих наблюдений.