В хозяйственной деятельности выделяют три основные группы цен:
1. Свободные – договорные. Они складываются под влиянием спроса и предложения рынка. Степень их свободы зависит от регулирующего действия государства, которое контролирует ценовую дискриминацию, некачественную продукцию, демпинг (продажа товара по сниженным ценам с целью прорыва на рынок, в том числе мировой.
2. Государственные (регулируемые, фиксированные). Они формируются под действием спроса и предложения, но испытывают воздействие государства. Данные цены устанавливаются на базовые категории отраслей (нефтегазовые, угольная, энергетическая, хлеб, продукты молочной промышленности, оборона и т.д.).
3. Мировые – цены экспортно-импортных операций. Определяются от вида товара:
· сырьевые по странам импортерам или экспортеров;
· готовые товары по ценам ведущих фирм, биржам, аукционам и т.д.
Мировые цены устанавливаются в свободно-конвертируемой валюте (обмениваются свободно на любую иностранную валюту).
В торговом обращении цены подразделяются на:
· оптовые. Оптовая цена предприятия может быть с НДС (НДС+акциз). Она должна включать, возмещать издержки производства и реализации, получая прибыль для решения экономических задач предприятия. Оптовая цена, как правило, ведется отпуском больших партий.
Цопт = ИЗ + П, где
ИЗ – издержки
П – прибыль
Цопт = Спол + П, где
С пол – полная себестоимость
Цопт = Спол * (1 + Rс), где
Rс – коэффициент рентабельности по себестоимости
Цопт = С пол + П + НДС + акциз
Оптовая цена для промышленности еще включает посреднические надбавки (издержки обращения, прибыль посредника, НДС).
Цопт (пром) = tопт. Предприятия + Ио.о. + По.о., где
Ио.о. – посреднические надбавки оптовой организации (НДС, акциз)
По.о. – прибыль оптовых организаций
· розничные цены – цены через торговую сеть, небольшими партиями. Она растет за счет торговой надбавки: издержки обращения розничного продавца и прибыль розничного продавца + НДС и акциз.