К сожалению, не было общей идей о едином ансамбле выставки. Многочисленные ремесленные производства исчезли, и центры национальной культуры находятся под угрозой существования.
В связи с этим появляются теоретики искусства, которые посвящают свои исследования к вопросам взаимоотношения художника и промышленности, к вопросам развития декоративно прикладного искусства и ремесла на новом уровне. Следует упомянуть Джона Рёскина, Готфрида Земпера, Франца Рело, Уильяма Морриса, в качестве первых теоретиков дизайна.
Гауди Антонио (1852-1926г.) – архитектор-самоучка, начал с иллюстраций.
Стиль модерн появился в разных странах, в различных формах. В Глазго сложилось творческое объединение «ГРУППА 4-Х», идеологом которой выступал Чарльз Макинтош.
Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928гг) – архитектор, родился в Глазго. Произведения: Дом любителя искусства, Хилл-Хаус, Чайный магазин, мебель.
Эктор Жемен Гимар (1867)– архитектор. Проектировал парижское метро. В 1900г его утвердили главным архитектором проекта метро.
В России конца 19-го, начала 20-х вв. встали те же проблемы, что и в западной Европе на пике развития промышленного производства. Передовые люди 19-го в. видели падение худ. вкуса, снижение уровня изделий и предлагали различные пути решения проблемы. В первой трети 19-го в. практически одновременно открываются первые художественно-промышленные училища («школы технического рисования»). В Москве инициатором открытия являлся граф Строганов (Строгановка), а в Петербурге Барон Штирлетз.
Программа обучения в этих школах отличалась оригинальной методикой. Ученики много работали с разными материалами. Много времени уделялось копированию промышленных образцов и рисованию растительности. Для копирования заказывали Европе, преим. Англии, лучшие изделия, образцы тканей, элементы станков. Рисование с натуры не поддерживалось.
После смерти Строганова в значительной степени меняется направленность школы. Школа делится на 2 учебных заведения – 1-е рисовальные курсы и 2-е. В одном факультете готовили учителей рисования и чистописания. Учителя много занимались живописью и рисунком, проводились пленэры. По окончании заведения лучшие художники получали дипломы свободного художника.
2-е курсы финансировались купечеством. Им нужны были проектировщики. Руководил этими курсами бывший ткач.
В заведении учили бухгалтерии, математики и т.п.
Во второй половине 19-го в. отдельные школы объединяются, но по-прежнему, во главе угла подготовки художников стоят общекультурные требования.
Одним из вопросов, которые должны были решать будущие художники – обмер исторических памятников и реставрация. Много времени уделялось графическим работам по иллюстрации богослужебных книг (проектированию иконостасов). Выполняться подобные заказы могли только в духе русской национальной культуры.
Развитие промышленного производства в России, как и в странах Европы, сопровождалось старением, разорением ремесленников, исчезновением центров традиционной культуры.
Следует помнить, что в России в этот период крестьянская страна с многоукладной экономикой, что отразилось в политике и культуре. Идеология народничества отразилась в эстетических взглядах и в деятельности медсенатов. Основным творческим источником и национальным эталоном было признано крестьянское искусство,которое практически сливалось в сознании с русским средневековым искусством. Идеологом такой программы выступал Стасов. Вместе с тем в государственных кругах, близких к царскому двору так же формулируется идеологическая программа – это граф Уваров. Православие, Самодержавие, Народность.
На практике возникают кружки (объединение единомышленников), которые изучают средневековую культуру, отправляются в этнографические экспедиции, собирают предметы крестьянского быта. И в модерне складывается целое направление – русский стиль (модерн с национальной стилизацией).
Вещи получались достаточно эклектичными. Одним из знаменитых центров являлосьОбрамцево.Был основанКустарный музей.Открываются мастерские, гончарные, текстильные и школы для крестьянских детей. Другим таким центром было имение Тенишивой под Смоленском.