В конце 18 начале 19 века в странах западной Европы происходит развитие промышленного производства. Повсеместное использование машин и наемного труда свидетельствует о формировании капиталистического строя. Появляются люди наемного труда, рабочие, которые не владеют практически никакой собственностью. Фабричное производство отличается от моно фактуры тем, что связано с расположением станков в одном помещении, практически исчезает надомная работа. В результате на таком предприятии увеличилось количество изделий, но очень часто падало качество. Любопытно, что появилась идея, художественное творчество останется в виде изящных искусств.
В период пост просветительской культуры не существовало стиля, который бы имел всеобщую эстетическую значимость. В живописи, литературе, в театральном искусстве, на авансцену выходят сентиментализм и романтизм.
Сентиментализм - (от франц. "сантимент") Художественное течение в западноевропейском и американском искусстве, литературе во второй половине 18 века, сложившийся в результате разочарования в положительной роли цивилизации. Он не опирался на собственный художественный метод, но ярко проявился в живописи, музыке, литературе. Для него характерны обращение к иделическим картинам природы, к "естественной" жизни поселян, и вообще "маленького" человека. Представляет собой особое умонастроение, меланхолическую мечтательность, склонность к уединенным размышлениям, повышенную чувствительность.
Романтизм – широко идейное художественное направление в западной, русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце 18 начале 20 века. Романтики выступали против формализации искусства и рассудочного подходов к нему, свойственных классицизму. Они проявляли большой интерес к демократическим, народным явлениям средневековой ренессансной культуры, фольклору. Использованы сказочные мотивы, гротеск, дух карнавала.
В конце 18 века в Германии формируется новое художественное движение, получившее название «буря и натиск».Они отрицали рациональные нормы искусства. В теоретике романтизма опирались на традиции немецкого национального искусства, доказывали художественное значение готики.
В 19 веке рождается новый жанр исследования – философская интропритация художественного творчества. Основоположником стал Иммануил Кант.
Работы «критика чистого разума», «критика, способности, суждения» 1790, посвящены взаимоотношениям искусства и природы.
Следует помнить, что первые станки, инструменты, объекты промышленной архитектуры были лишены какого-либо художественного осмысления в 19 веке. Требования эргономики игнорировались, точнее не были осмыслены. Как правило, для фабрик стали строить отдельные здания. Более дешевым материалом являлся кирпич. Первые машины были не только неудобны, но и опасны для человека. Центром промышленной Европы является Великобритания.Наиболее остро проявляется художественное производство.
Первые машины выглядели антихудожественно. Большинство машин – это воспроизведение в большом количестве ручного инструмента. Паровые двигатели привели к промышленной революции. В том случае, когда инженеры и конструкторы обращались к художественным вещам, они действовали интуитивно. Джон Уард был одним из первых дизайнеров-практиков.
Низкий уровень художественного производства, привел к тому, что на уровне государственной власти встал вопрос о реформировании промышленности.
Возникла идея провести смотр всех товаров, преимущественно английских, а также других стран, чтобы выявить основные тенденции, лучшие образцы и перспективы развития. 1951г-первая выставка. Основные методы и принципы экспозиционного дизайна сложились на примере всемирных промышленных выставок.