1. Прежде всего надо честно сказать: начинать нужно с освоения производства товара, пользующегося спросом, то есть производить то, что кто-то купит, а если улучшать этот товар, то число его покупателей будет расти, улучшатся экономические показатели предприятия и можно будет найти средства для реализации следующих этапов решения проблем качества.
Однако товар, пользующийся спросом, это чаще всего новая продукция. Следовательно, начинать надо с изучения спроса на рынке и его учета при создании и освоении производства новых изделий. Таких, как, например, "газель" горьковского автозавода.
2. Нужно иметь дилерскую, торговую сеть продаж, а также систему продвижения товара и информации о нем. Нет этого - никакое качество продукции не спасет предприятие.
Например, Нижегородская фабрика АО "Хохломская роспись" выпускает продукцию высочайшего качества, но, не имея хорошей дилерской сети, особенно за рубежом, вынуждена продавать продукцию по ценам в пять-десять раз ниже, чем ее оценивают зарубежные эксперты. В результате предприятие терпит убытки и испытывает финансовые трудности.
3. Нужно минимизировать издержки производства. С этой целью необходимо все пересчитать, переосмыслить материально-техническую базу предприятия, отказаться от всего лишнего, провести реструктуризацию. Не сделав этого, начинать борьбу за качество не стоит, так как Предприятие может умереть от другой болезни.
Для подтверждения этого примеры не нужны - почти каждое российское предприятие имеет огромные издержки.
4. Надо научиться управлять финансами, а это искусство, причем непростое.
Прежде всего необходимо отладить бюджетирование. Бесконтрольность в финансах - путь к потерям и банкротству предприятия.
Перечисленные факторы успешной деятельности предприятия рассматриваются в различных концепциях качества, но там речь идет об их улучшении. На большинстве российских предприятий эти условия нужно создавать практически с нуля. И только после того, как на предприятии справились с этой задачей, оно может приступать к решению проблемы качества путем создания и сертификации систем качества, отвечающих требования стандартов ISO 9000 и концепции TQM (Total Quality Management).
{ Часто возникает путаница в понимании терминов: управление качеством, обеспечение качества, общее руководство качеством и Всеобщее Управление Качеством.
Если обеспечение качества есть процесс управления с целью выполнения установленных требований, то управление качеством - есть и управление целями и самими требованиями.
Общее руководство качеством осуществляется с помощью Системы Качества. Система качества - есть совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления менеджмента качества.
Общее руководство качеством, включая в себя понятия "управления качеством" и "обеспечение, улучшение качества", имеет и другие, дополнительные понятия, такие как политика в области качества и планирование качества.
Политика в области качества формулируется в виде направления деятельности или стратегической цели и может предусматривать:
· улучшение экономического положения предприятия;
· расширение или завоевание новых рынков сбыта;
· достижение нового технического уровня продукции;
· ориентацию на удовлетворение требований потребителей отдельных отраслей или регионов;
· освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
· улучшение важнейших показателей качества продукции;
· снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
· увеличение сроков гарантии на продукцию;
· развитие сервиса.
Система управления качеством вносит в перечень понятий менеджмента долговременную стратегию глобального руководства интересами организации, ее коллективом, потребителями, и обществом в целом.
Всеобщее Управление Качеством, как идеология, начинает применяться предприятиями, желающими быть эффективными и конкурентоспособными. Сегодня предприятия и учреждения, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества выпускаемых изделий или услуг. В политике четко определяются цели конкретной организации и все аспекты системы качества. При этом обязательно фиксируются условия, что предприятие обязуется поставлять потребителю продукцию заданного качества, в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.
Кроме того, одной из ключевых особенностей системы качества является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие всего коллектива в улучшении качества. }