русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Организация исполнительной власти.


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1396; Нарушение авторских прав


Правовая система Российской Федерации

Федерации и ее субъектов

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации,

так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут из-

даваться федеральные законы и законы субъектов Федерации,

указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций

субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты

исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов

государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.

Предметы совместного ведения и полномочия органов Феде-

рации и ее субъектов, закрепленные в 14 пунктах ст. 12 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

1. Вопросы государственного строительства и зашиты прав и

свобод:

• обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

• защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав

национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

• защита исконной среды обитания и традиционного образа

жизни малочисленных этнических общностей;

• установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления

2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:

• разграничение государственной собственности, вопросы

владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;



• природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры,

физической культуры и спорта;

• координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными

бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

• установление общих принципов налогообложения и сборов

в Российской Федерации.

3. Вопросы деятельности правоохранительных органов и право-

вой системы:

• кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура,

нотариат;

• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

4. Координация международных и внешнеэкономических связей

субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть

отраслей права (административное, трудовое и др.) формируется

Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие

(гражданское, уголовное и т. д.) — только Федерацией. Федерация совместно с ее субъектами регулирует такую огромную часть

общественной жизни, как социальная сфера. В отношении создания системы органов государственной власти и местного самоуправления Федерация претендует только на совместное установление общих принципов.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации за-

креплен в Конституции России и ряде правовых актов. Высшую

юридическую значимость имеют ст. 4 и 5 Конституции, входящие, как уже отмечалось, в гл. 1 «Основы конституционного

строя». Статус Федерации, как и ее субъектов, более подробно регламенитрован в гл. 3 «Федеративное устройство». Положения

этих глав Конституции перекрывают все ранее принятые право-

вые акты, так или иначе относящиеся к статусу Федерации и ее

субъектов.

Конституция составляет ядро всей правовой системы Российской Федерации, она обладает верховенством по отношению ко

всем иным правовым актам, принимаемым как Федерацией, так

и ее субъектами (конституции, уставы, законы и др.). Федеральные законы обладают приоритетом над правовыми актами субъектов Федерации. Это принципы федеративных отношений, со-

единение федерализма с правовым государством. Они закрепляют единство правопорядка на всей территории России при

сохранении широких прав субъектов Федерации в пределах своей

компетенции. Разумеется, в определенном отношении сохраняют

юридическую силу такие принципиальные акты, как Декларация

о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративный договор от 31 марта 1992 г. После принятия в 1993 г.

Конституции были заключены договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между

Российской Федерацией и рядом республик и областей, которые

необоснованно расширили компетенцию субъектов РФ по ряду

вопросов. Однако эти договоры носили по отношению к Конституции подчиненный характер и не могут толковаться как какое-

либо изменение установленного Конституцией правового статуса

Федерации и ее субъектов. К началу 2002 г. практически все

субъекты РФ, кроме Татарстана, приняли решение отказаться от

этих договоров.

Установленные Конституцией России предметы ведения регулируются правовыми актами различного уровня. Так, по предметам ведения Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие

на всей территории Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Такая иерархия

правовых источников способствует укреплению конституционно-

правового статуса Федерации и установлению прочных отношений между Федерацией и ее субъектами.

Организация исполнительной власти в федеративном государстве — сложный вопрос. Органы этой власти не могут составлять

слишком жесткую вертикаль, ибо это ведет к фактическому унитаризму и парализует инициативу субъектов Федерации. Но исполнительная власть Федерации и субъектов не должны действовать разрозненно — в таком случае эффективность решения многих проблем будет затруднена.

Конституция (ч. 2 ст. 77) предусматривает создание единой

системы исполнительной власти, состоящей из органов исполни-

тельной власти Федерации и ее субъектов. Но эта система образуется только в пределах ведения Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее

субъектов. Следовательно, в этих пределах правительства и министерства субъектов РФ находятся в отношениях подчинения с

Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами, в то время как по вопросам исключительных полномочий субъектов эти органы действуют независимо от федеральных органов.

Однако такая система органов исполнительной власти не исчерпывает всей проблемы организации исполнительной власти в

Федерации. На территории субъектов Федерации федеральными

органами исполнительной власти могут создаваться свои территориальные органы, в которые ими назначаются соответствующие должностные лица. Но эти органы создаются только для

осуществления полномочий федеральной власти, а следователь-

но, полностью независимы от органов исполнительной власти

субъектов Федерации. Такие органы на территории субъектов

Федерации имеют, например, министерства обороны, иностранных дел, имущественных отношений и др.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г.

признал не противоречащим Конституции РФ положение, при

котором законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ может принимать участие в согласовании назначения на должность руководителей территориальных

органов федеральных органов исполнительной власти в случаях,

предусмотренных федеральным законом, при условии, что на со-

ответствующие территориальные органы федеральных органов

исполнительной власти возлагается осуществление полномочий

Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Конституция предусматривает возможность взаимных уступок

полномочий со стороны федеральных органов как исполнитель-

ной власти, так и субъектов Федерации. Так, федеральные органы

исполнительной власти по соглашению с соответствующими органами субъектов Федерации могут передавать им осуществление

части своих полномочий. Такое же соглашение возможно и в от-

ношении передачи федеральным органам осуществления части

своих полномочий со стороны органов исполнительной власти

субъектов Федерации. Как уже отмечалось, принципы и порядок

заключения таких соглашений закреплены в Федеральном законе.

13 мая 2000 г. Указом Президента РФ были учреждены семь

федеральных округов — Центральный, Северо-Западный. Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский. Дальневосточный.

Тем же Указом утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе

По своей природе федеральный округ является административным образованием, охватывающим территорию нескольких

субъектов РФ Создание округов не затрагивает конституционных основ федерализма и не ущемляет конституционно-право-

вой статус субъектов РФ. В рамках федерального округа организуется работа по реализации основных направлений внутренней

и внешней политики государства, проводится контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти.

Создание федеральных округов призвано также содействовать

обеспечению национальной безопасное, улучшению политического, социального и экономического положения в каждом округе. С помощью этой работы должны быть преодолены возникшая

в связи с большими размерами территории России известная раздробленность государства и ослабление федерального влияния на

решение проблем в субъектах РФ.

В пределах федерального округа Президента РФ представляет

полномочный представитель, который является должностным

лицом и федеральным государственным служащим, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту. Он назначается

на должность и освобождается от должности Президентом и входит в состав Администрации Президента.

Полномочный представитель не наделен властными полномочиями, но он обеспечивает реализацию Президентом РФ своих

конституционных полномочий. Отсюда его большие права и широкие организационные полномочия. Полномочный представитель обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, организует взаимодействие

федеральных органов с органами власти субъектов РФ, органами

местного самоуправления, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями. Он разрабатывает

программы социально-экономического развития территорий,

организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а в случае принятия субъектами РФ актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам,

вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия

этих актов. Через полномочного представителя проходит согласование кандидатур для назначения на должности федеральных служащих, проектов федеральных решений, затрагивающих интересы

субъектов РФ. Он организует проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной

власти Федерации и субъектов РФ, принимает участие в работе

органов государственной власти субъектов РФ, а также органов

местного самоуправления, обладает рядом прав представительского характера. Такое положение полномочных представителей, хотя

они тесно контактируют с руководителями государственных органов субъектов РФ, не нарушает самостоятельности последних, со-

действуя деловому сотрудничеству.

Непосредственное обеспечение деятельности полномочного

представителя осуществляет аппарат, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Указом

Президента РФ от 24 марта 2005 г. при полномочных представителях образованы советы с совещательными функциями и утверждено Положение о них.

Правительством РФ разработана схема размещения территориальных федеральных органов исполнительной власти. Окружные

подразделения созданы Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности, Генеральной прокуратурой и др.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предметы совместного ведения | Правовой статус


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.