русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Предметы совместного ведения


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1206; Нарушение авторских прав


Предметы ведения Российской Федерации

Проблема определения компетенции федеральных органов

власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными

полномочиями по управлению страной, она обязана делиться

этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер.

Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной

федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для

защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не

хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это

объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении: 1) исключительной компетенции федеральных органов власти; 2) совместной компетенции

органов власти федерации и ее субъектов; 3) исключительной

компетенции субъектов федерации. Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций.

Российская Федерация следует по этому испытанному пути

(хотя термин «исключительная компетенция» в ней не употребляется): ст. 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73

закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами воз-



можно только на основе Конституции, Федеративного договора

и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в

число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции),

оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия за-

конов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог

стабильности власти на всей территории Федерации.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. закрепил принципы и

порядок разграничения предметов ведения и полномочий между

органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Этим актом установлен порядок принятия законов по предметам совместного ведения, основные принципы и порядок заключения договоров между органами власти Российской Федерации и субъектов РФ, а

также соглашений между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ о передаче друг другу части

своих полномочий.

Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу

предметов ведения Федерации означает установление исключи-

тельной компетенции федеральных органов (Президента РФ,

Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти, и только эти

органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие

им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя

нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться

органы государственной власти субъектов Федерации.

Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закреп-

ленные в 18 пунктах ст. 7] Конституции РФ, можно условно раз-

делить на несколько групп.

1. Вопросы государственного строительства:

• принятие и изменение Конституции РФ и федеральных за-

конов, контроль за их исполнением;

• федеративное устройство и территория Федерации;

• регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и за-

щита прав национальных меньшинств;

• установление системы федеральных органов законодатель-

ной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;

• федеральная государственная служба.

2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:

• федеральная государственная собственность и управление ею;

• установление основ федеральной политики и федеральные

программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития

Федерации;

• установление правовых основ единого рынка, финансовое,

валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная

эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

• федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

• федеральные энергетические системы, ядерная энергетика,

расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.

3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности:

• внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира;

• внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

4. Вопросы обороны и охраны границы:

• оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной

техники и другого военного имущества, производство ядовитых

веществ, наркотических средств и порядок их использования;

• определение статуса и защита Государственной границы,

территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

5. Вопросы создания правоохранительных органов и правовой

системы:

• судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и

арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

• федеральное коллизионное право.

6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и т. д.:

• метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, на-

именование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.

7. Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения

Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в

отношении конституционных прерогатив Федерации, и в частности:

1) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.;

2) на территории субъектов Федерации могут располагаться

объекты федеральной собственности;

3) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной

энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;

4) только федеральные органы власти вправе осуществлять

внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;

5) Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни

один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования;360 Раздел V. Федеративное устройство

6) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей

страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и проч.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной

жизни. Но именно в лих сферах проявляется суверенитет и верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать

общие интересы многонационального населения страны.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Таможенная, денежная и налоговая системы | Организация исполнительной власти.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.