Проблема определения компетенции федеральных органов
власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными
полномочиями по управлению страной, она обязана делиться
этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер.
Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной
федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для
защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не
хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это
объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.
Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении: 1) исключительной компетенции федеральных органов власти; 2) совместной компетенции
органов власти федерации и ее субъектов; 3) исключительной
компетенции субъектов федерации. Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций.
Российская Федерация следует по этому испытанному пути
(хотя термин «исключительная компетенция» в ней не употребляется): ст. 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73
закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами воз-
можно только на основе Конституции, Федеративного договора
и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в
число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции),
оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия за-
конов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог
стабильности власти на всей территории Федерации.
Федеральный закон от 4 июля 2003 г. закрепил принципы и
порядок разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Этим актом установлен порядок принятия законов по предметам совместного ведения, основные принципы и порядок заключения договоров между органами власти Российской Федерации и субъектов РФ, а
также соглашений между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ о передаче друг другу части
своих полномочий.
Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу
предметов ведения Федерации означает установление исключи-
тельной компетенции федеральных органов (Президента РФ,
Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти, и только эти
органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие
им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя
нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться
органы государственной власти субъектов Федерации.
Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закреп-
ленные в 18 пунктах ст. 7] Конституции РФ, можно условно раз-
делить на несколько групп.
1. Вопросы государственного строительства:
• принятие и изменение Конституции РФ и федеральных за-
конов, контроль за их исполнением;
• федеративное устройство и территория Федерации;
• регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и за-
щита прав национальных меньшинств;
• установление системы федеральных органов законодатель-
ной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;
• федеральная государственная служба.
2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:
• федеральная государственная собственность и управление ею;
• установление основ федеральной политики и федеральные
программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития
Федерации;
• установление правовых основ единого рынка, финансовое,
• федеральные энергетические системы, ядерная энергетика,
расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.
3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности:
• внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира;
• внешнеэкономические отношения Российской Федерации.
4. Вопросы обороны и охраны границы:
• оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной
техники и другого военного имущества, производство ядовитых
веществ, наркотических средств и порядок их использования;
• определение статуса и защита Государственной границы,
территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
5. Вопросы создания правоохранительных органов и правовой
системы:
• судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и