Синектика (в переводе с греч.) – это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод синектики как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в книге «Синектика: развитие творческого воображения» с целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач.
Основная идея данного метода состоит в том, что во время творческой активности при создании особых условий человек выдвигает неожиданные аналогии и ассоциации относительно исследуемой проблемы. Под творческий активностью понимается умственная деятельность в процессе решения проблем, результатом которой является художественное или техническое открытие. Другими словами, человек приходит к решению путем включения бессознательных механизмов в процесс сознательного исследования проблем. Идея метода синектики как метода исследования систем управления заключается в создании специальной, постоянной «группы синекторов» (5–7 человек) для выявления, постановки и решения проблем, возникающих при функционировании систем управления.
Метод синектики имеет следующие особенности:
1) подход к принятию решения состоит в том, что выдвинутая идея – законченная, целостная мысль, автором которой является индивид, который ее высказал. Целостная идея может быть принята окружающими или отвергнута, но никто другой не имеет права на ее авторство. Но другие члены группы могут прийти к иной мысли на основе данной идеи, высказывание которой может привести к проявлению в памяти метафор, образцов, смутных ощущений, действующих на чувства и интуицию человека;
2) творческая активность синекторов обеспечивается тем, что группа влияет на творческую активность каждого синектора таким образом, что в процессе выдвижения новых идей индивиды пытаются превзойти самих себя, использовать нестандартные подходы принятия решений и взять на себя наибольшую часть трудностей;
3) отбор членов группы осуществляется при учете эмоционального типа индивида, который определяется следующими характеристиками:
– пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около;
– ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха;
– когда он не прав, связывает ли он это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне;
– может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент;
4) наличие «адвоката дьявола». В связи с тем что группа синекторов складывается из профессионалов различных областей знаний с целью исследования проблемы с разных точек зрения, она не может знать все. Поэтому в зависимости от характера исследуемой проблемы в ее состав входит «адвокат дьявола» – эксперт в области исследуемой проблемы. К его функциям относится:
• перевод специфической терминологии своей области знаний в общедоступную;
• перевод выдвинутых идей в терминологию своей специальности;
• раскрытие и отклонение слабых сторон предложенных подходов;
• раскрытие особенностей его области знаний перед группой;
5) реализация выдвинутых идей. Идеи, выдвинутые синекторами в процессе исследования проблемы, должны быть практически реализованы. Синекторы также участвуют в процессе реализации выдвинутых ими идей.
Метод синектики состоит из следующих этапов:
1) постановки задачи;
2) перевода задачи, «как она поставлена», в задачу, «как она понимается»;
3) выявления вопроса, вызывающего аналогии;
4) работы по поиску аналогий;
5) использования аналогий, среди которых:
– прямая аналогия;
– символическая аналогия;
– личностная аналогия;
– фантастическая аналогия;
6) поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.
Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые способствуют творческому процессу, они предназначены для активизации вовлеченности, эмпатии, игры и т.д. Синектика состоит из двух основных процессов.
1. Превращение неизвестного в известное: решение каждой проблемы начинается с ее понимания, т.е. происходит сведение новой проблемы к уже известной с целью уменьшения ее угрозы для человека (каждая новая вещь угрожает человеку в силу его консерватизма). Первоначально объяснение новой проблемы дается в рамках привычной модели.
2. Превращение известного в неизвестное, известное переосмысливается, искажается в зависимости от новой проблемы. В повседневной нашей жизни одни и те же предметы неодинаково представляются разным людям. Превращение известного в неизвестное осуществляется при помощи четырех механизмов:
– личной аналогии – личная идентификация исследователя с элементами проблемы, для которой исследователю необходимо обладать творческим воображением и искусством исследовательской деятельности. Такая аналогия помогает увидеть неизвестные ранее аспекты проблемы;
– прямой аналогии – перенос параметров сравнения с одного объекта на другой из параллельно существующих областей знаний, технологий. Прямая аналогия требует от исследователя наличия образования, многостороннего знания, разнопрофильной подготовки;
– символической аналогии – основана на описании проблемы при помощи использования объективных и неличных образов, т.е. суть проблемы или ее решение описывается краткой метафорой, которая, с одной стороны, является характеристикой проблемы, а с другой – противоречием. Например, выставка – организованная случайность; прохладительный напиток – прозрачный призрак; книга – немой собеседник;
– фантастической аналогии – свобода при употреблении символов. Используя фантастическую аналогию, исследователь может увидеть неожиданное решение проблемы, которое не может быть найдено в реальном мире в силу существования противоречащих объективных законов.