Все способы обработки учетной информации в системе бухгалтерского учета можно разделить на три вида: бумажный, механизированный и компьютеризованный (автоматизированный), в зависимости от вида вычислительной техники, что применяется. Первые два метода можно объединить под общим названием безкомпъютерний способ, который объединяет бумажный и механизированный, имея в виду не перечень технических средств, а именно способ их использования.
Использование компьютера для ведения бухгалтерского учета внесло изменения в его технологию, исключив из обработки значительное количество журналов и ведомостей (регистров), которые используют при традиционной системе учета, а также предоставив принципиально новые оперативные возможности.
Стандартные подходы к обработке данных (единая идеология построения системы, стандартные элементы организации рабочих мест и тому подобное) дают возможность взаимозаменять бухгалтеров на разных участках работы. Благодаря этому сокращается количество времени работников бухгалтерии на выполнение учетных функций, растут возможности для анализа, статистической обработки и подготовки аналитической информации, предназначенной для эффективного управления предприятием.
Бухгалтерский учет имеет информационную сеть, с каналами, по которым поступают данные о состоянии объектов учета (материальных ценностей, производственных расходов и тому подобное). Данные о хозяйственных процессах поступают в систему учета непрерывно по информационным входам, а затем, после превращения, используются для информационного обмена с внешней средой и внутри системы хозяйственного учета. Входные и исходные потоки бухгалтерского учета, как системы, направлены на обработку фактов хозяйственной жизни.
Реальный масштаб времени введения бухгалтерских операций с помощью компьютерной сети позволяет существенно ускорить весь процесс учета. При изменении данных на одном рабочем месте результаты сразу же становятся доступными всем пользователям, которые работают в этой сети. Поэтому при такой организации требуется высокая дисциплина пользователей и соответствующая квалификация всех сотрудников, которые вносят информацию в общую базу данных. Вычислительная техника из вспомогательного средства превращается в выдающийся фактор организации учета, изменяя не только форму учета, но и содержание.
Вычислительная техника не вносит никаких изменений в принципы учетной регистрации, и эти принципы являются неизменной основой учетной регистрации при использовании компьютерной техники. Использование вычислительной техники в учете не задевает методологических принципов того или другого вида учета, а только изменяет технологию обработки учетной информации. В технологии моделируется процесс обработки учетной информации для определения наиболее эффективного сочетания процедур, которые выполняются человеком и компьютером.
В системе бухгалтерского учета координационным центром является бухгалтерия. Регуляция информации, необходимой для управления, обеспечивается с помощью комплекса компьютерных программ обработки учетно-экономической информации. Главным назначением бухгалтерской программы является облегчение рутинной работы бухгалтера по составлению разных ведомостей, журналов и отчетов. При условии правильного разноса сумм первичных документов по синтетическим счетам, точного указания аналитических объектов сведенные данные рассчитываются компьютером автоматически. К тому же, крайне низкой является вероятность предположения арифметических ошибок, а также ошибок, связанных с неправильным перенесением той или другой цифры.
Автоматизированные информационные технологии в учете - человеко-машинная система функционирования на базе локальных вычислительных сетей и других современных средств вычислительной техники, что обеспечивают автоматизированное выполнение функций бухгалтерского учета.
1C:Предприятие является универсальной системой для автоматизации бухгалтерского учета, учета наличия и движения средств, а также периодических расчетов на предприятии, может поддерживать разные системы учета и вести учет по нескольким предприятиям в одной информационной базе. Разнообразные и гибкие возможности системы 1С:Предприятие позволяют использовать ее и как достаточно простой и наглядный инструмент бухгалтера, и как средство полной автоматизации учета от ввода первичных документов до формирования отчетности.
Система 1С:Предприятие может быть использована для ведения практически любых разделов бухгалтерского учета:
- операций по банку и кассе;
- основных средств и нематериальных активов;
- материалов и МБП;
- товаров, услуг и производства продукции;
- валютных операций;
- взаиморасчетов с организациями, дебиторами, кредиторами, п/отчетными лицами;
- расчетов по заработной плате;
- расчетов с бюджетом;
- другие разделы учета.
Система 1С:Предприятие обладает гибкими возможностями организации учета:
- синтетический учет по многоуровневому плану счетов;
- учет по нескольким планам счетов;
- валютный учет и учет покрытия валют;
- многомерный аналитический учет;
- многоуровневый аналитический учет по каждому измерению;
- количественный учет;
- учет по нескольким предприятиям в одной информационной базе.
Ввод информации в 1С: Предприятии может быть организован с разной степенью автоматичности:
- режим ручного ввода операций;
- режим типовых операций;
- режим автоматического формирования операций по документам.
Набор выполняемых системой 1С:Предприятие функций определяется ее конфигурацией, содержащейся в комплекте поставки системы или созданной для конкретного предприятия.
Функционирование системы 1С:Предприятие делится на два разделенных во времени процесса: настройку (конфигурирование) и непосредственную работу пользователя по ведению учета или выполнению расчетов. Таким образом, всю работу с системой можно разделить на два этапа, которые могут произвольно чередоваться:
- конфигурирование;
- непосредственная работа пользователя с информационной базой.
Конфигурирование.На этапе конфигурирования системы 1С:Предприятие выполняется настройка различных режимов системы в соответствии с особенностями конкретного предприятия. При этом определяются структуры и свойства справочников и документов, описываются формы и алгоритмы построения отчетов, разрабатываются виды расчетов, настраивается ведение синтетического, аналитического, количественного и валютного учета. При конфигурировании системы разработчик конфигурации или администратор системы может также создать наборы прав доступа к данным, соответствующие пользователям разного уровня. Количество и структура наборов прав определяется конкретной конфигурацией системы. Для того чтобы интерфейс конкретной конфигурации системы полностью отражал настроенные структуры данных, в системе в рамках Конфигуратора предусмотрена возможность настройки общих интерфейсных компонент системы: меню, панелей инструментов, комбинаций клавиш. Кроме того, на этапе конфигурирования может быть создано несколько пользовательских интерфейсов для разных типов пользователей (менеджеров, бухгалтеров, кадровиков и т.д.), а также список пользователей создается для конкретной организации.
Работа пользователя. Работа пользователя с информационной базой осуществляется при запуске системы в режиме «1С:Предприятие». При этом выполняется собственно функционирование системы в предметной области: осуществляется ввод документов и операций, заполнение справочников, формирование различных отчетов, выполнение различных регламентных расчетов и т.д.
Основные особенности поведения системы 1С:Предприятие, которые определяются конкретной конфигурацией:
- набор констант;
- состав, структура и свойства справочников;
- формы просмотра списков справочников и ввода элементов справочников;
- состав и набор значений перечислений;
- формы ввода документов и операций;
- формы журналов документов, операций и проводок;
- набор планов счетов и их свойства;
- формы списков счетов и ввода счетов;
- бухгалтерские счета (только те, которые заданы в конфигурации, см. ниже)
- формы и алгоритмы отчетов и обработок;
- интерфейс пользователя (главное меню, набор панелей инструментов);
- права пользователя на доступ к различным объектам и режимам программы.
Кроме упомянутых режимов запуска 1С:Предприятия, существует режим запуска «Отладчик», предназначенный для отладки алгоритмов обработки данных, созданных в режиме конфигурирования, и режим «Монитор» для отслеживания действий пользователя.
ТЕМА 4. Эволюция информационных систем
Системы обработки данных (СОД).
2.Управленческие (административные) информационные системы: автоматизированные информационные системы управления; характеристика АСУ; классификация управленческих информационных систем; принципы построения управленческих информационных систем.
3.Интегрированные информационные системы управления предприятиями: общая характеристика интегрированных информационных систем управления, преимущества использования; концепции и основные функциональные компоненты интегрированной информационной системы.
Компьютерные cистемы поддержки принятия решений. организационно-технологи-ческие основы принятия решений; классификация проблем принятия решений в организационном управлении; классификация работников, пользователей СППР; цели СППР и факторы, что влияют на их достижение; суть и компоненты СППР.
Информационно-поисковые системы (ИПС); общая характеристика ИПС; информационно - поисковые системы на предприятии.
6. Экспертные системы: определение и назначение экспертных систем; состав и функции экспертных систем; экономические экспертные системы.