Первый этап (1950—1960 годы), что характеризуется применением больших ЭВМ с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Концепция информационной технологии заключалась в том, что ЭВМ выполняли только ту часть работы по обработке информации, которую люди объективно не в состоянии были выполнить, например многочисленные расчеты. Главное задание информационных технологий на этом этапе ‑ повышение эффективности обработки данных благодаря использованию формализированных алгоритмов. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между потраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая — плохое взаимодействие пользователей и разработчиков ИС.
Для второго этапа (1960—1970 годы) определяющим стало появление персональных компьютеров (ПЭВМ). В корне изменилась концептуальная ориентация: все, что можно запрограммировать, должны были выполнять ПЭВМ; люди должны были делать лишь то, что не может быть запрограммировано. Изменился подход к созданию информационных систем — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений.
На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализована, базируется на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
Третий этап развития информационных технологий (1970—1990 годы), который известен под названием новой (современной, безбумажной) информационной технологии, характеризуется массовым выпуском персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ). Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, «дружеское» программное обеспечение, развитые коммуникации. Концепция третьего этапа: автоматизировать можно все, что люди способны описать (программирование без программистов). Поэтому центральным заданием технологии программирования стала разработка инструментальных средств, которые облегчают профессионалам-программистам процесс самостоятельной формализации их индивидуальных знаний. НИТ связана с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основана на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации и призвана помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.