- гарантировать однозначное проектирование модели;
- быть динамической.
Выбор языковых средств для проектирования является сложным заданием, поскольку они, с одной стороны, должны быть достаточно мощными и искусственными, чтобы описывать разные предметные сферы, а с другой, - быть простыми в использовании.
Для модели используют как аналитические, так и графические способы ее представления ( модель Чена, ЕР-модель ).
Логическое проектирование баз данных.Логическое проектирование – это второй этап проектирования базы данных: необходимо объекты и связи между ними преобразовать в логическую модель данных — модель, построенную по законам логики. Логическая модель строится на основе концептуальной модели. Существует несколько логических моделей данных. Среди них выделяют:иерархическую, сетевую, реляционную.
Иерархическая модель базируется на основе принципа подчиненности между элементами данных и представляет деревовидную структуру, которая состоит из узлов (сегментов) и дуг (ветвей). Дерево в иерархической модели упорядочено в соответствии с правилами расположения его узлов и ветвей, а именно:
- на наивысшем уровне иерархии находится один узел, который называется корневым;
- взаимосвязи в иерархической модели строятся по принципу «исходный - производный»;
- каждый исходный уровень может иметь несколько производных;
- в иерархической модели реализованы типы взаимосвязей «один к один» и «один ко многим»;
- доступ к каждому узлу (за исключением корневого) осуществляется через его исходный узел;
- каждый узел может иметь по нескольку экземпляров конкретных значений элементов данных;
- экземпляр производного узла не может существовать без исходного;
- при устранении экземпляра исходного узла также устраняются взаимоувязанные с ним экземпляры производных сегментов.
Иерархические модели больше ориентированы на централизованную обработку данных. .Несмотря на простоту понимания и редактирования, иерархические модели баз данных имеют ряд недостатков, основной из которых - ограничение форм представления взаимосвязей между данными. Второй важный недостаток - значительное время поиска, поскольку доступ осуществляется от корневого узла по цепи «исходный-производный».
Если при анализе взаимосвязей выясняется что производный элемент имеет более одного выходного, то такие взаимосвязи невозможно описать в виде иерархии.
Сетевая модель - это ориентированный граф с поименованными вершинами и дугами. Вершины графа - записи, которые представляют собой совокупность логически взаимосвязанных элементов или агрегатов данных. Для каждого типа записи может существовать несколько экземпляров конкретных значений его информационных элементов. Существенное отличие сетевой модели от иерархической - каждая запись может принимать участие в каком-нибудь наборе и играть роль как владельца, так и члена набора. Сетевые модели БД соответствуют более широкому классу объектов управления, хотя требуют для своей организации и дополнительных затрат. Преимущество сетевой модели - поддержка каких-либо типов взаимосвязей, которыми характеризуются объекты предметной сферы. Однако сетевая модель имеет и ряд недостатков: сложность реорганизации базы данных при появлении новых элементов данных; не все существующие системы управления базами данных могут поддерживать все типы взаимосвязей и др.
Сетевые модели, как и иерархические, больше ориентированы на централизованную обработку данных.
Реляционная модель. Наиболее широко в настоящее время используется реляционная модель данных(от англ, relation — отношение). В ней объекты и связи между ними представляются в виде таблиц (отношений ). Все операции над данными сводятся к операциям над таблицами. Таблица является наиболее привычным и удобным вместилищем для хранения информации, имеет жестко оговоренное количество поименованных и упорядоченных столбцов (структуру) и может неограниченно расти по количеству строк. Доступ к элементам (строкам таблицы) осуществляется по индексу, роль которого играет так называемый ”физический номер записи”, если явно не выбран другой индекс.
Каждой таблице присваивается имя. Столбец — это поле, строка — это запись. Каждое поле имеет имя и тип. Имена полей — это атрибуты (они определяются свойствами объекта). Тип задает способ представления атрибута. Основные используемые типы — числовой, текстовый, дата/время, логический.
Основное свойство таблицы в реляционной базе данных coстоит в том, что в ней не должно быть одинаковых записей. Это означает, что в таблице должны быть один или несколько атрибутов, которые обеспечивают уникальность каждой строки. Такие атрибуты (группы атрибутов) называются ключом.Ключей в таблице может быть несколько. Из них выбирается один (как правило, самый короткий по длине), который будет в дальнейшем представлять (заменять) каждую запись таблицы. Такой ключ называется первичными служит не только для того, чтобы отличать одну запись от другой, но также и для организации связей между таблицами.
Реляционная модель данных имеет ряд преимуществ сравнительно с иерархической. Основные преимущества - простота и наглядность базы данных для проектирования, а также теоретическое обоснование основных принципов построения. Теоретическая основа реляционных БД - это элементы теории множеств и реляционная алгебра или алгебра отношений. Изучение и анализ опыта разработки информационного обеспечения, ориентированного на использование баз данных, показали, что реляционные модели можно успешно использовать в системах как централизованной так и децентрализованной обработки данных. Выбор реляционных моделей для решения определенного комплекса (групп комплексов), заданий определяет выбор языковых и программных средств, методов доступа к данным и управления ими, а также соответствующих технических средств, которые реализуют функции сохранения, обновления, поиска и выдачи данных. Эта модель более понятна, "прозрачна" для конечного пользователя баз данных.
В последние годы все большее признание и развитие получают объектно-ориентированные базы данных (ООБД), толчок к появлению которых дали объектно-ориентированное программирование и использование персональных компьютеров для обработки и представления практически всех форм информации, воспринимаемых человеком. В ООБД модель данных более близка сущностям реального мира. Объекты можно сохранить и использовать непосредственно, не раскладывая их по таблицам.
5. Информационное обеспечение системы управления предприятием.
5.1. Информационная составляющая системы управления. Цель производства в создании той или другой продукции. По каждому виду продукции (или ее составной части, элемента) необходимо иметь нормативные, плановые и учетные характеристики. Совокупность этих характеристик будет информационной моделью всего материального производства и выпуска продукции предприятия на каждый данный момент.
Информацию, которая циркулирует в экономическом объекте, можно классифицировать по разным признакам:
‑по месту возникновения и направлению движенияинформация разделяется на входнуюивыходную(исходную).Информация, которая поступает в объект управления, называется входной,а та, что выходит, - выходной.К выходнойотносится информация, полученная в результате решения заданий системы менеджмента предприятием и предназначенная для непосредственного использования в управлении.
‑ входную и выходнуюинформацию, в свою очередь, с точки зрения отношения к объекту менеджмента,можно разделить на внутреннююивнешнюю.Внутренней называется информация, которая возникает внутри объекта (предприятия, цеха, отдела), а внешней - которая возникает за его границами.
Внешняя выходнаяинформация разделяется на учетно-расчетную и справочную. Справочная информация - это разного рода справки о ходе выполнения производственного задания, что предназначаются для высших уровней управления.
Внутренняя выходнаяинформация разделяется на несколько групп: плановая (для участков и рабочих мест); транспортные команды; технические задания мастерам, рабочим ВТК; рабочие команды на ликвидацию внутренних возмущений.
Определенная совокупность сведений, используемая при решении технико-экономи-ческих задач, расположенная на материальном носителе в соответствии с установленной формой называется документом. Состав и структура форм документов определяется организационно-экономической сущностью заданий, целями и параметрами менеджмента, возможностями средств обработки и вывода информации.
Документ - это совокупность трех составляющих: физическая регистрация информации, форма представления информации, активизация определенной деятельности.
Документ – это информация, представленная в виде текста, в определенной форме и с расчетом на последующую деятельность. Именно деятельность и превращает информацию в документ, он перестает существовать, если в дальнейшем не подразумевает процедуры обработки. При этом форма документа тесно связана с характером дальнейшей деятельности, она порождает необходимость документов. Бюрократия- неизбежный спутник цивилизации.
Бюрократическая технология - это технология взаимодействия людей, служб и подразделений внутри и вне организации. Не будет технологии - возникнет анархия. Если работник не знает что ему надо делать, он делает то, что считает нужным, а не то, что требует тот или иной бизнес-процесс предприятия. Сама бюрократия неизбежна, опасность представляет отрыв реальных целей предприятия от работы текущей системы документооборота.
Документооборот может быть двух типов:
- универсальный - автоматизирующий существующие информационные потоки слабоструктурированной информации. Справедливо было бы его называть аморфным или беспорядочным документооборотом;
- операционный - ориентированный на работу с документами, содержащими операционную атрибутику, вместе с которой ведется слабоструктурированная информация.
Кроме собственно документов важен еще регламент работы с ними. Любой опытный менеджер может подтвердить, что работа не по регламенту порой отнимает намного больше времени, чем собственно производственная деятельность. Дублирование документов, их потеря, навязчивый способ их распространения, а также запутанный порядок их прохождения могут существенно усложнить работу, повысив вероятность допущения ошибки вследствие, например, потери нужной информации.
Взаимоувязанный комплекс форм документов, регулярно используемых в процессе управления экономическим объектом, процессов документирования и документооборота, которые должны регламентироваться соответствующими нормативно-техническими материалами, будем называть системой документации. Существующие системы документации, характерные для неавтоматизированных ИС, отличаются большим количеством разных типов форм документов, большим объемом потоков документов и их запутанностью, дублированием информации в документах и работ по их обработке и, как следствие, низкой достоверностью получаемых результатов. особую важность приобретает организация рациональных потоков информации на предприятии, а также обработка информации в таком аспекте и в такие сроки, чтобы получаемые исходные (результатные) данные, зафиксированные на удобных для пользования носителях, полностью удовлетворяли требования качественного и оперативного управления всеми процессами, которые происходят на предприятии или в производственном объединении
При изучении методов классификации экономической информации были рассмотрены виды экономической информации в соответствии с технологией обработки и использования в управленческих решениях. Один из видов ‑ начальная (первичная ) информация, что подходит к объекту, который регулируется, которая отображает состояние управленческих параметров объекта ( данные о поступлении материалов, отгрузки готовых изделий, обеспечения предприятия, начисления заработной платы и пр.). Информация отображается в первичных учетныхдокументах.
Система документации первичного учетавключает такие основные формы: учетные акты; сведения учета выработки и заработной платы; рапорты о выработке; журналы из учета; инвентаризационные списки; накладные; табели по учету рабочего времени; приказы относительно учета личного состава; лимитно-заборные карты учета/отпуска сырья и материалов.
Правильно разработанная документация позволяет значительно сократить объем работ по регистрации данных и подготовки машинных носителей. При этом проектирование первичных документов сводится к изменениям существующих форм, которые не отвечают требованиям машинной обработки. Для этого формируются таблицы, которые содержат перечень существующих форм первичных документов по каждой функциональной подсистеме с указанием вида документа, периодичности его составления, наименования входных реквизитов и их значений. Затем анализируются все данные, которые подлежат внесению в проектируемую форму документа.
Проектирование первичного документа имеет такую последовательность: