- наглядно отображать и выводить на печать подготовленную информацию в виде отчётов произвольной формы;
- корректировать полученные отчёты.
6. Программные средства систем управления рисками
КПС «Ведение базы данных профилей рисков» - комплекс программных средств, предназначенный для использования уполномоченными должностными лицами отдела координации и применения СУР Главного управления организации таможенного контроля (ГУОТК), структурных подразделений ФТС России (по направлениям деятельности которых выявляются риски), координирующих и функциональных подразделений РТУ и таможен. С помощью данного КПС осуществляется формирование профилей и проектов профилей риска в электронном виде, их хранение в ГНИВЦ ФТС России и доведение до сведения таможенных органов в интересах проверки ГТД на соответствие профилям риска в электронном виде в ходе проведения таможенного оформления и таможенного контроля.
Для решения этих задач должно быть обеспечено выполнение следующих технологических операций:
- создание проектов профилей рисков, профилей рисков и ориентировок;
- регистрация проектов профилей рисков;
- ведение журнала проектов профилей рисков;
- изменение профилей рисков, ориентировок;
- создание и изменение типовых критериев рисков, индикаторов рисков, прямых мер по минимизации рисков;
- формирование данных для актуализации БД ПЗ «Сервис выявления рисков»;
- управление пользователями системы.
Программная задача «Сервис выявления рисков» выполняет:
- приём обновлений действующих профилей риска;
- автоматическое выявление рисков в поступающих на вход электронных копиях документов с выдачей результатов в виде утверждённого формата;
- организация взаимодействия с системами таможенного оформления;
- протоколирование информации.
В целях обеспечения комплексного анализа информации о внешнеэкономических сделках предполагается создание в структуре таможенных органов РФ Операционного центра для обработки и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, её анализ с использованием системы управления рисками и оперативное управление таможенными органами РФ для целевого применения методов выборочного таможенного контроля.
Схема работы Операционного центра предполагает, что центр получает информацию в рамках международного, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия от зарубежных таможенных органов, федеральных министерств, служб и агентств, структурных подразделений ФТС России. Сбор и анализ результатов должен осуществляться от обработки предварительной информации до результатов пост-контроля на всём перемещении товаров.
Операционный центр будет проводить постоянный мониторинг информации из баз данных таможенных органов и любой иной информации для выявления рисков, осуществлять стратегическое, тактическое и оперативное администрирование процессов таможенного контроля.
Работа оперативного центра позволит своевременно реагировать на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства, в том числе заявлением недостоверных сведений о наименовании и количестве товаров, занижение их таможенной стоимости, что в конечном итоге будет способствовать формированию равных условий конкуренции на российском рынке и повышению уровня собираемости таможенных платежей.
Планируется также создание региональных центров анализа и управления рисками. Они будут осуществлять мониторинг для выявления рисков, и обеспечивать оперативное реагирование на выявленные риски в подчинённых таможенных органах.
7. Средства электронного декларирования
Внедрение электронного декларирования – неотъемлемая часть мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия», рассчитанной на 2002-2010 гг. Её реализация позволит создать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне и предусмотреть реализацию электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении таможенной документации, а также реализацию опытных проектов по переходу на электронный документооборот с использованием механизма электронной цифровой подписи.
Комплекс программных средств «Обработка сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах» (КПС «ЭДТиТС») предназначен для автоматизации деятельности сотрудников таможенных отделов, выполняющих таможенное оформление и таможенный контроль, и участников ВЭД. КПС «ЭДТиТС» используется для интенсификации процесса таможенного оформления груза за счёт проведения предварительного документального контроля до фактического пересечения грузом таможенной границы.
КПС состоит из двух частей: подсистемы декларанта, предназначенной для подготовки документов в электронном виде, и подсистемы таможенного органа. Подсистема таможенного органа представляет возможность должностному лицу таможенного органа во взаимодействии с декларантом проводить предварительный документальный таможенный контроль товаров.
Из подсистемы декларанта в подсистему таможенного органа в виде совокупности данных сделки передаются данные, необходимые для таможенного оформления. Эти данные включают в себя представленные в электронном виде ГТД, ДТС, документы, необходимые для представления в таможенный орган, присоединённые к совокупности данных сделки на этапе её формирования и в результате досылки, а также информацию, уточняющую заявленные сведения, полученную в результате диалогового взаимодействия в электронном виде между должностными лицами и декларантом.
Взаимодействие пользователей с подсистемами КПС ЭДТиТС осуществляется через web-интерфейс.
Дальнейшему развитию и внедрению в таможенных органах РФ электронной формы декларирования препятствуют следующие факторы:
- непонимание определённой частью руководителей таможенных органов возможностей внедрения новых информационных технологий, позволяющих упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать непродуктивное использование ресурсов;
- недостаточный уровень подготовки должностных лиц таможенных органов, внедряющих и обеспечивающих поддержку информационных технологий, и использующих их при выполнении должностных обязанностей;
- отсутствие доступа таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами;
- недостаточный уровень развития информационных систем, обеспечивающих безбумажные технологии при выполнении других таможенных процедур (ВТТ, использование предварительного декларирования, контроль за уплатой таможенных платежей, применение СУР и т. д.), а также при взаимодействии структурных подразделений таможенного органа, предусматривающих электронный документооборот.
8. Программные средства контроля и оформления товаров, находящихся на складах временного хранения
КПС «Учёт и контроль товаров на временном хранении». Автоматизация бизнес-процессов на СВХ является важной задачей. Для её решения в таможенных органах уровня таможенного поста или, при отсутствии таможенного поста, в структуре таможни – структурного подразделения таможни осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль используется КПС «Учёт и контроль товаров на ВХ». Пользователями программы являются должностные лица таможенного органа.
Должностное лицо таможенного органа использует КПС «Учёт и контроль товаров на ВХ» для обеспечения осуществления своей деятельности в соответствии с «Правилами совершения таможенных операций при временном хранении товаров» определёнными нормативными актами ФТС России.
КПС «Учёт и контроль товаров на ВХ» предназначен для:
- организации и реализации информационного взаимодействия с участниками ВЭД с использованием опубликованных форматов и стандартов ФТС России, а также форматов, разработанных на основе открытых стандартов (XML);
- для регистрации и учёта таможенными органами данных о товарах в рамках товарных партий, находящихся на временном хранении;
- автоматизации функций, осуществляемых уполномоченным лицом таможенного органа при контроле за товарами, находящимися на временном хранении, с учётом их перемещения различными видами транспорта;
- формирование отчётных форм, определённых правовыми актами и нормативными документами ФТС России.
Для автоматизации деятельности должностного лица таможенного органа в КПС «Учёт и контроль товаров на ВХ» реализованы следующие функции:
- приём от владельца СВХ сведений о принятии товаров на временное хранение, сведений о выдаче товаров в электронной форме;
- регистрация отчётов о принятии и внесении сведений из отчётов о принятии в журнал регистрации документов отчёта;
- формирование отчётности, определяемой правовыми актами и нормативными документами, поиск информации и осуществление выборки данных;
- выгрузка данных в электронном виде;
- выполнение функций контроля сроков временного хранения товаров;
- выполнение функций поиска, отбора данных о товарах на временном хранении по их идентификационным признакам; выдача запрашиваемой информации в виде отчётов; соотнесение отчётов о принятии и отчётов о выдаче;
- для СВХ, учреждённых таможенными органами, формирование отчётов о принятии, отчётов о выдаче, составление периодической отчётности и отчётности по требованию.
Тема 11. Таможенные информационно-справочные системы
План:
Информационно-технологическая схема обеспечения нормативно-справочной информацией
2. Автоматизированная информационно-справочная система «ВЭД-инфо»