а) стилистическое использование лексической единицы (общеупотребительное или принадлежит к какому-то языку)
б) использование лексической единицы как части фразеологизма
Понимание и порождение письменной и устной речи с помощью ПК
Задачи автоматического понимания и порождения текста и речи очень сложны. Для их реализации в компьютерные системы нужно вложить огромный объем знаний об окружающем мире, естественных языках, а также очень сложные правила текста и речеобразования, лежащие в основе речемыслительной деятельности человека. В полном объеме это будет решено в будущем, а пока компы, обладающие возможностью обрабатывать письменные тексты и устную речь имеют в своей памяти ограниченные конкретной предметной областью базы знаний.
Базы знаний – это совокупность структурированных лингвистических и нелингвистических данных, а также правила их обработки.
Компьютерные системы понимания текста
Существуют разные точки зрения на проблему компьютерного понимания, выделяют различные уровни понимания текста, построены разные системы, способные понимать текст. Наиболее сложным для понимания являются тексты, описывающие взаимопонимание и поступки действующих лиц. Более простыми являются тексты, содержащие описание фрагментов статического мира, т.е. научные книги, статьи. Понимание в таких системах трактуется как извлечение из текста наиболее существенной с точки зрения ПК инфы. Полученная в результате понимания инфа может пополнять базу знаний компьютерной системы или может быть передана пользователю.
Под передачей понятого пользователю имеют в виду способность компа отвечать на вопросы пользователя относительно событий, фактов, описанных в исходном тексте в виде связного текста, а не в виде отдельных слов или предложений.
Согласно современным теориям автоматического понимания текста комп понял текст, если он может:
Кратко изложить его содержание (аннотация, реферат)
Ответить на вопросы к этому тексту
На основе текста нарисовать картинку или схему
Приведенные в тексте сведения представить в другой форме (таблица, график)
На основе анализа текста, написанного на одном языке, выдать адекватную информацию на другом
Сравнить содержание двух разных текстов и выдать инфу, что в них общего и в чем различия
Путем анализа одного или нескольких разных текстов извлечь такие знания, которые можно поместить в некоторую базу знаний
Соотнося уровни понимания текста компом с основными уровнями языка, можно выделить следующие уровни автоматического понимания: