Зрелость объекта
Завершение жизненного цикла объекта
Иерархия целей
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей (дерево целей), представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.
Особенности иерархического построения целей в организации состоят в том, что:
§ цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;
§ цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Формирование дерева целей на разных управленческих уровнях может выглядеть следующим образом (см. рис. 9).
Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.
Рис. 9. Дерево целей организации
Соответствие целей организации внешним и внутренним условиям
После постановки цели необходимо установить, насколько она отвечает возможностям уже существующей или создаваемой вновь организации, т.е условиям внешней и внутренней среды. Эта процедура осуществляется в несколько этапов.
1. Анализ возможностей организации.
На первом этапе необходимо выполнить комплексный анализ потенциала организации. Главная цель должна соответствовать существующим возможностям организационной системы и предусматривать дальнейшее ее развитие.
2. Анализ внешней среды.
На втором этапе должен быть выполнен детальный анализ субъектов, объектов, факторов и явлений внешней среды с учетом деятельности государственных организаций, состояния рынка, запросов потребителя, поведения существующих или потенциальных конкурентов, особенностей работы банков и инвестиционных компаний. При этом должны использоваться методики маркетингового анализа и анализа инвестиционного потенциала организаций.
3. Выявление набора подцелей путем прогнозирования.
На этом этапе просматриваются всевозможные альтернативные цели, соответствующие выбранному направлению деятельности, определяемому главной целью организации.
Основу метода прогнозирования составляет просмотр сценариев возможного поведения организации в будущем. При этом должны учитываться возможные изменения во внешней среде. Основным источником информации для решения этой задачи являются прогнозы развития потребительского рынка.
4. Морфологический анализ.
Этот вид анализа обеспечивает предсказание действий организации в условиях резкого изменения (разрыва) в выявленных тенденций развития как самой организации, так и окружающей среды.
Типичным примером подобного типа изменений являются события, которые принято относить к форс-мажорным обстоятельствам: забастовки, пожар, природные катаклизмы, война и т.п. К резким изменениям в работе можно отнести также непредусмотренные договором или непредвиденные нарушения партнером своих обязательств, введение в действие новых законов, оказывающих значительное влияние на деятельность организации (изменение процентных ставок на рынке межбанковских кредитов, введение акцизов, изменение условий экспортно-импортной деятельности и т.д.), влияние кризисных явлений в государственной экономике.
5. Анализ исходной позиции.
Это заключительный этап процедуры выявления перспектив развития организации в плане достижения поставленной цели, предусматривающий ответы на следующие вопросы:
• соответствует ли цель возможностям организации;
• верны ли выдвинутые коммерческие идеи;
• как будет осуществляться борьба за выживание организации при неблагоприятном развитии событий (оценка опасности).
Поставленная организацией цель должна соответствовать потребностям рынка, учитывать поведение существующих и предполагаемых конкурентов, а также общую экономическую и политическую ситуацию, сложившуюся в стране.
Итак, в условиях рыночной экономики организация успешно развивается только в том случае, когда достижение общих целей осуществляется одновременно с удовлетворением индивидуальных целей всех членов коллектива и когда достижение личных целей осуществляется с учетом интересов всей организации.
Стратегия по своей сути определяет последовательность действия организационной системы на всех этапах ее развития, начиная от создания и кончая ликвидацией.
Для социальных организаций стратегия представляет собой составную часть искусства управления организацией, которая охватывает вопросы теории и практики развития организации.
По существу стратегия - это общий план ведения конкурентной борьбы. Стратегия организации во многом зависит от политики государства. Применительно к странам с развитой рыночной системой и стабильной экономикой принято выделять три основных типа базовых стратегий развития:
• ограниченный рост (ОР),
• рост (Р),
• сокращение (С).
Ограниченный рост. Эту стратегию применяет большинство деловых организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. В рамках этой стратегии цели организации устанавливаются в зависимости от достигнутых результатов с учетом изменения внешних и внутренних условий существования организации. Если результаты работы фирмы устраивают ее руководителей, то подобная стратегия сохраняется продолжительное время как наименее рискованный путь.
Рост. Данная стратегия наиболее часто используется в динамически развивающихся областях с быстро меняющейся технологией или неосвоенным сектором рынка. Для нее характерен значительный прирост показателей развития предприятия.
Сокращение. Эта стратегия выбирается руководителями, когда наблюдается устойчивая тенденция к снижению показателей работы организации. Для нее характерно установление целей ниже уровня результатов, достигнутых в прошлом.
В современных условиях организациями, специализирующимися на различных видах деятельности, часто выбирается комбинированная стратегия, которая допускает использование различных стратегий в случае реализации нескольких целей. Например, организация может сворачивать один из видов деятельности и в тоже время развивать другой, т.е. одновременно с использованием стратегии сокращения применительно к малоперспективному направлению 'она начинает использовать стратегию роста или ограниченного роста для более перспективных направлений. За счет такой комбинированной стратегии удается поддерживать общие позитивные тенденции развития организации.
Существует достаточно большое количество дополнительных базовых стратегий развития организации. К ним относятся стратегии минимизации издержек, сокращения рисков, накопления ресурсов, расширения рынка, структурирования среды обитания, выбора ассортимента, координации действий партнеров (см. рис. 10).
Рис. 10. Стратегии развития организаций
Рассмотрим более детально особенности перечисленных выше базовых стратегий.
Стратегия минимизации издержек
Эту стратегию можно сформулировать таким образом: произвести или купить как можно дешевле, а продать как можно дороже и быстрее при минимальных расходах на персонал, перевозку грузов и складирование.
Данное определение стратегии минимизации издержек иногда дополняют минимизацией отчислений в бюджет. Некоторыми организациями минимизация издержек производится за счет увода части бизнеса в тень, путем задержек платежей и иными незаконными методами, не согласующимися с моралью цивилизованного бизнеса.
Минимизация налоговых отчислений на основе абсолютно легитимных действий требует структуризации бизнеса, но эта проблема относится к области более сложных стратегических решений.
Стратегия минимизации издержек имеет ряд существенных недостатков:
• невозможность использования научно-обоснованных методов предсказания коммерческого риска из-за резких колебаний цен и отсутствия постоянных партнерских отношений;
• небольшой интервал времени, в течение которого стратегия минимизации издержек может быть успешной, поскольку в той нише, которую нашла организация, руководствуясь данной стратегией, со временем оказывается все больше и больше фирм, конкурирующих между собой;
• трудность эффективного планирования капиталовложений в развитие организации, потому что стратегия минимизации издержек зависит как от общей ценовой политики, так и от несовершенства налогового законодательства, вызывающих заметные колебания в объеме прибыли.
• опасность стагнации производства и снижения уровня жизни населения. Если стратегии минимизации издержек придерживается большинство деловых организаций государства, то инвестиционный ресурс в интересах производителей не формируется.
Несмотря на указанные недостатки, стратегия минимизации издержек является необходимой составной частью деятельности деловых организаций, поскольку она лежит в основе политики, обеспечивающей выживание в условиях жесткой конкуренции.
Стратегия минимизации рисков
Стратегии минимизации рисков, как правило, придерживаются крупные организации, способные диверсифицировать свою деятельность. Им удается минимизировать риски без потери темпов развития, работая одновременно на нескольких сегментах рынка, что требует усложнения структуры организации и наличия устойчивых партнерских связей.
Организации, которые находятся в стадии развития и роста, не могут придерживаться стратегии минимизации рисков. Если предприятие со стартовой позиции следует данной стратегии, то оно обречено на неудачу. Начало работы любой организации, как и освоение нового дела, всегда сопряжено с высокими рисками.
Хотя стратегия минимизации рисков является наиболее приемлемой для крупных деловых организаций, ей могут следовать малые и средние предприятия, если в своей работе они ориентируются на деятельность более крупной компании.
Стратегия накопления ресурсов
Выполнение этой стратегии возможно только при условии, если продвижение товаров на рынки позволяет накапливать инвестиционный ресурс. Для ее реализации используется вложение денег в ликвидные ценные бумаги. При этом, как правило, чем выше доходность по данным бумагам, тем выше риски. Стратегия накопления ресурсов применяется, главным образом, в тех случаях, когда проведение работ по расширению рынка нецелесообразно, к примеру, из-за очень высоких издержек.
Стратегия расширения рынка
Суть ее состоит в том, что получаемая организацией прибыль расходуется в целях развития системы сбыта. Для этого используются самые разнообразные механизмы, в том числе улучшение качества услуг, совершенствование сбытовой инфраструктуры, проведение рекламной компании, изучение возможностей выхода на рынки в других регионах.
К недостаткам рассматриваемой стратегии следует отнести потребность в проведении достаточно сложного налаживания партнерских связей, заметное усложнение процессов управления структурой. Кроме того, реализация стратегии расширения рынка требует значительных материальных и трудовых затрат и поэтому по силам только достаточно крупной деловой организации.
Стратегия структуризации среды обитания
Среда обитания - важнейший фактор успешного развития любой деловой организации. В среду обитания, кроме производства, входят финансовые институты, транспортные компании и другие службы, которые занимаются продвижением товаров на рынки.
Отметим, что реализация стратегии, ориентированной на создание структурированной среды обитания, во многом зависит от деятельности банков и крупных финансовых компаний.
Данная стратегия может быть реализована только при условии, что все партнеры полностью осознают важность общих корпоративных интересов, стремятся укрепить свои отношения путем совершенствования единой структуры бизнеса.
К недостаткам данной стратегии следует отнести сложность организационных мероприятий по налаживанию партнерских отношений. Для малых и средних фирм, придерживающихся стратегии структуризации среды обитания, существует опасность утраты самостоятельности и возможность поглощения их более крупными организациями, вошедшими в сформированную среду обитания.
Стратегия выбора ассортимента
Для любой деловой организации, занимающейся производственной или сбытовой деятельностью, выбор ассортиментной стратегии является одной из важнейших задач. Невозможно иметь весь набор услуг, производить или продавать полный ассортимент пользующегося спросом товара, задача данной стратегии заключается в оптимизации ассортимента. В некоторых случаях политика сокращения ассортимента может позволить минимизировать расходы и в конечном итоге удовлетворить спрос той группы потребителей, на которую ориентирована производственная, торговая или обслуживающая организация.
Стратегия координации действий партнеров
Координация действий партнеров относится к числу наиболее сложных стратегий, поскольку она предполагает обязательное наличие сформированной структуры и осуществляется специально предусмотренными координирующими органами. Данная стратегия ориентирована на работу организаций в едином информационном пространстве и не может осуществляться какими-то отдельными фирмами.
Реализация данной стратегии требует длительной подготовки. Основная идея заключается в том, что на первом этапе отлаживаются методики по координации ядра формируемой структуры, что может осуществляться банком, торговой группой или ведущими для данного рынка производителями, и только позже в этот процесс могут постепенно вовлекаться другие субъекты данного рынка.
Любое стратегическое направление развития организации базируется на постоянстве партнеров. В частности, расширение рынка не может происходить за счет уменьшения количества стратегических партнеров. Поиск взаимопонимания в рамках реализации общей стратегии представляет собой одну из основных задач каждой развивающейся организации.