Логистическая система может функционировать только в том случае, если в ней циркулирует информация. Любой процесс управления — это прежде всего информационный процесс, который предполагает выполнение функций по сбору, передаче, обработке, анализу информации и принятию соответствующих решений.
Под информацией понимается совокупность сведений об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т. д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний. Информация позволяет предприятию:
- определять стратегические, тактические и оперативные цели и задачи;
- осуществлять контроль текущего состояния организации, ее подразделений и процессов, осуществляемых в них;
- принимать обоснованные и своевременные управленческие решения;
- координировать действия подразделений для достижения установленных целей.
Возникновение и передача информации характеризуются объектом информации и источникоминформации. Объектом информации являются звенья логистической системы, их подразделения, сотрудники, ресурсы, транспортные средства, складские помещения, т. е. все элементы, сведения о которых передаются в данную систему. Источником информации является такой элемент, который может формировать или вырабатывать входное сообщение в логистическую систему. Основными понятиями информационной логистики: информационный поток; информационная система; информационная технология.
Информационный поток — поток сообщений в устной, документальной (бумажной, электронной) и других формах, между звеном логистической системы или логистической системой генерируемый и исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций.
Сделаем следующий рисунок:
Рисунок 1 – Структура информационных потоков
Управленческое воздействие субъекта управления на объект управления может быть:
—проактивным (в этом случае внешние входные потоки 11' поступают в аналитический центр и далее к субъекту управления, который обеспечивает адаптацию объекта управления к факторам внешней среды);
— реактивным (информационные потоки 1 "1", минуя субъект управления, непосредственно воздействуют на объект управления и соответственно на результаты его деятельности, что требует от субъекта управления оперативности принятия управленческих решений). I Логистический центр 0000 образует с объектом управления контур обратной связи abed, по которому циркулируют входные ab и выходные cd внутренние информационные потоки. Аналитическая обработка информации осуществляется в подконтуре bekl
Изучение информационных потоков ведется с использованием методов семиотики — в синтактическом, семантическом и прагматическом аспектах.
Синтактический аспект позволяет установить важнейшие параметры информационных потоков, вскрыть отношения между его элементами. Семантический аспект предусматривает изучение информационных потоков с точки зрения смысла, который несут отдельные сообщения, способствует определению направлений и периодичности данных потоков, их структуры, интенсивности, используемых при этом носителей информации, а также взаимосвязей с другими информационными потоками. Прагматический аспект предполагает изучение информации с точки зрения ее полезности для целей управления предприятием.
При изучении информационных потоков уделяется особое внимание вопросам дублирования информации звеньями логистической системы, их подразделениями, а также эффективности применения различных технических средств. Устанавливается коэффициент использования информации и степень ее соответствия целям и задачам управления предприятием.
Для изучения структуры информационных потоков выделяют единицу потока, в качестве которой используют различные единицы измерения: реквизиты, показатели и документы.