русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Метод Гаусса — Зейделя.


Дата добавления: 2014-03-21; просмотров: 9063; Нарушение авторских прав


Одним из самых распро­страненных итерационных методов, отличающийся про­стотой и легкостью программирования, является метод Гаусса Зейделя.

Проиллюстрируем сначала этот метод на примере ре­шения системы

(5)

Предположим, что диагональные элементы от­личны от нуля (в противном случае можно переставить уравнения). Выразим неизвестные соответ­ственно из первого, второго и третьего уравнений систе­мы (5):

(6)

(7)

(8)

 

 

Зададим некоторые начальные (нулевые) приближения значений неизвестных:, , . Подставляя эти значения в правую часть выражения (6), получаем новое (первое) приближение для :

.

 

Используя это значение для и приближение для , находим из (7) первое приближение для :

.

И наконец, используя вычисленные значения , , находим с помощью выражения (8) первое приближение для :

.

На этом заканчивается первая итерация решения системы (6-8). Используя теперь значения можно таким же способом провести вторую итерацию, в результате которой будут найдены вторые приближения к решению: , , и т. д. Приближение с номером можно представить в виде

,

,

.

Итерационный процесс продолжается до тех пор, пока значения не станут близкими с заданной погрешностью к значениям .

Итерационный процесс можно продолжать до получения малой разности между значениями неизвестных в двух последовательных итерациях.

Рассмотрим систему линейных уравнений с неизвестными. Запишем её в виде

,

Здесь также будем предполагать, что все диагональные элементы отличны от нуля. Тогда в соответствии с ме­тодом Гаусса — Зейделя -е приближение к решению можно представить в виде

, (9)

Итерационный процесс продолжается до тех пор, пока все значения не станут близкими . Близость этих значений можно характеризовать максимальной абсолютной величиной их разности . Тогда при заданной допустимой погрешности критерий окончания ите­рационного процесса можно записать в виде



(10).

Это критерий по абсолютным отклонениям.

При выполнении условия (10) итерационный процесс Гаусса — Зейделя называется сходящимся. В этом случае максимальные разности между зна­чениями переменных в двух последовательных итерациях убывают, а сами эти значения стремятся к решению системы уравнений.

Для сходимости итерационного процесса достаточно, чтобы модули диагональных коэффициентов для каждого уравнения системы были не меньше сумм модулей всех остальных коэффициентов:

, (11)

При этом хотя бы для одного уравнения неравенство должно выполняться строго. Эти условия являются до­статочными для сходимости метода, но они не являются необходимыми, т. е. для некоторых систем итерации схо­дятся и при нарушении условий (11).

Блок-схема алгоритма решения системы линейных уравнений методом Гаусса — Зейделя. В качестве исходных данных вводятся коэффи­циенты и правые части уравнений системы, погреш­ность , допустимое число итераций , а также началь­ные приближения переменных (). Начальные приближения можно не вводить в ЭВМ, а полагать их равными некоторым значениям (например, нулю).

Обозначения: - порядковый номер итерации; - номер уравнения, а также переменного, которое вычисляется в данном цикле; - номер члена вида в правой части соотношения (9). Итерации прекращаются либо после выполнения условия (10), либо при . В по­следнем случае итерации не сходятся, и после итера­ций счет прекращается без выдачи результатов. Можно предусмотреть в этом случае также и вывод на печать некоторой поясняющей информации.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Итерационные методы | Системы уравнений.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.