Анализ путей практической реализации компьютерной стеганографии
Особую популярность в последнее время получила часть стеганографии, которая использует для сокрытия конфиденциальных сообщений графические изображения. Однако по целому ряду причин, такой вид сокрытия передаваемых конфиденциальных данных не всегда удобен в практической деятельности.
Одна секунда оцифрованного звука с частотой дискретизации 44100 Гц и уровнем отсчета 8 бит в стереорежиме позволяет скрыть за счет замены наименее значимых младших разрядов на скрываемое сообщение около 10 Кбайт информации. При этом изменение значений отсчетов составляет менее 1% и оно практически не обнаруживается при прослушивании измененного файла большинством людей.
При защите авторских прав с использованием стеганографии одним из наиболее перспективных направлений ее развития являются цифровые водяные знаки (digital watermarking). Создание невидимых глазу водяных знаков используется для защиты авторских прав на графические и аудиофайлы. Такие цифровые водяные знаки, помещенные в файл, могут быть распознаны только специальными программами, которые извлекут из файла много полезной информации: когда создан файл, кто владеет авторскими правами, как вступить в контакт с автором.
В настоящее время существует достаточно много различных компьютерных методов (и их "вариантов) встраивания сообщений (рис. 3).
Цифровая фотография — это матрица чисел, представляющих интенсивность света в определенный момент времени. Цифровой звук — это матрица чисел, представляющая интенсивность звукового сигнала в последовательно идущие моменты времени.
Рис. 3.Компьютерные стеганографические методы
Все эти числа не точны, т. к. не точны устройства оцифровки аналоговых сигналов. Младшие разряды цифровых отсчетов содержат очень мало полезной информации о текущих параметрах звука и визуального образа, что позволяет использовать их для сокрытия дополнительной информации.
Например, графические цветные файлы со схемой RGB кодируют каждую точку рисунка тремя байтами (по одному для каждого из цветов). Изменение каждого из трех наименее значимых бит приводит к изменению цвета. Если изменения происходят не в каждом отсчете, то объем передаваемых данных уменьшается, но снижается вероятность их обнаружения.
Если речь идет о звуке, то, как видно из рис. 4, в этом случае учитывается так называемое окно слышимости человека. Из рисунка видно, что не все звуковые частоты органы слуха человека воспринимают одинаково. Верхняя граница окна соответствует оглушительному звуку, соседствующему с болевым ощущением. Нижняя граница определяется порогом слышимости. Кроме того, человек практически не может однозначно регистрировать на слух изменения интесивности звука, если она изменяется очень и очень незначительно.
Стеганографические алгоритмы обработки звука строятся с таким расчетом, чтобы максимально использовать окно слышимости и другие свойства речевых сигналов (тембр, скорость и т.д.), незначительные изменения которых не слышны человеку.
Рис. 4.Окно слышимости человека