. Для получения лицензии на проведение банковских операций в течение одного года со дня государственной регистрации заявитель должен:
а) выполнить все организационно-технические мероприятия, в том числе подготовить помещение и оборудование, соответствующее требованиям нормативных правовых актов уполномоченного органа или Национального Банка, а также нанять персонал соответствующей квалификации;
б) оплатить уставный капитал.
2-1. Для получения лицензии на проведение дополнительных банковских операций действующий банк должен обеспечить выполнение:
1) пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению норм и лимитов в течение трех последовательных месяцев, предшествовавших обращению за получением лицензии на проведение банковских операций;
2) требований, установленных уполномоченным органом в части наличия систем управления рисками и внутреннего контроля.
3. Одновременно с заявлением о выдаче лицензии на проведение банковских операций лицензиат обязан представить документы, подтверждающие выполнение требований пункта 2 настоящей статьи.
4. Заявление о выдаче лицензии на проведение банковских операций должно быть рассмотрено уполномоченным органом или Национальным Банком в течение одного месяца со дня его приема.
5. Лицензия на проведение банковских операций в национальной и (или) иностранной валюте выдается на неограниченный срок.
6. Лицензия на проведение банковских операций не подлежит передаче третьим лицам.
7. Все виды банковских операций могут осуществляться только при наличии прямого указания в лицензии на право их проведения.
8. Решение о предоставлении лицензии на проведение банковских операций публикуется в официальных изданиях уполномоченного органа или Национального Банка.
9. Удостоверенная надлежащим образом копия лицензии на проведение банковских операций подлежит размещению в месте, доступном для обозрения клиентам банка.
Банковская система Казахстана за последние годы существенно перестроилась, что связано в первую очередь с отходом от прежней идеологии в построении и ведении банковского дела в стране, определением новых целей и задач для банков второго уровня. Поэтому стало очевидным, что для создания и поддержания здорового, надежного и конкурентно-способного банковского сектора республики необходим эффективный надзор со страны Национального банка Казахстана за деятельностью банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
Политика банковского надзора, претворяемая в жизнь Национальным банком Казахстана основывается на международном опыте, на основополагающих принципах проведения банковского надзора в странах с развитой банковской системой, в частности, на положениях, предлагаемых Базельским Комитетом по банковскому надзору, объединяющим органы банковского надзора более 170 стран мира.
Среди множества причин, обосновывающих необходимость банковского надзора, можно выделить три основные.
Первая, и главная, причина касается вопроса о том, насколько общественность верит в надежность банковской системы, вообще отдельных банков в частности. Доверие к банковской системе весьма важно, поскольку источником ее финансирования в условиях рынка служат средства корпоративных и частных клиентов, без которых банки не могли бы эффективно осуществлять свое основное предназначение — оказывать финансовые услуги. Наличие нездоровых или ухудшающихся условий, которые могут подорвать доверие к банку, должно быть вскрыто в результате проводимой инспектором/аналитиком оценки адекватности капитала, качества активов, менеджмента ликвидности и доходности. Таким образом, заслужить доверие общественности можно путем обеспечения защиты вкладчиков на основе развития здорового и сильного банковского сектора.
Во-вторых, постоянный мониторинг в сочетании с периодическими проводимыми инспекциями банков является наилучшим средством предотвращения нарушений банковских законов и нормативных актов, устанавливающих границы, в рамках которых должна осуществляться надежная и устойчивая банковская деятельность. Следует отметить различие между регулированием и пруденциальных регулированием. До разгосударствления банковского сектора в Казахстане банковского регулирование заключалось в проверке соблюдения нормативов и обеспечении рационального размещения кредитных ресурсов. Пруденциальное регулирование призвано обеспечить надежность и устойчивость банков. Это достигается путем критической оценки всех аспектов банковской деятельности. Акцент делается на внедрении политики и процедур призванных обеспечить устойчивость банковских институтов и устранении факторов, которые могли бы ослабить такие институты. В настоящем руководстве в качестве таких процедур в основном рассматриваются пруденциальный надзор и регулирование.
Наконец, заочные и очные проверки дают инспектору надзора возможность понять глубину и установить причину проблем, с которым столкнулся банк, и таким образом предоставляют ему фактологическую основу для разработки корректирующих мер, рекомендаций и инструкций. Постоянный мониторинг банков, в частности тех, которые испытывают финансовые трудности, позволяет инспектору быть в курсе всех изменений в лучшую или худшую сторону, а также служит мерилом эффективности принимаемых корректирующих мер.
НБРК несет ответственность за развитие здоровой надежной банковской системы и следит за тем, чтобы банки оказывали услуги в соответствии с правовыми нормами и требованиями эффективной и устойчивой практики. Для выполнения этой задачи НБРК поставил следующие общие цели:
1) обеспечение надежной и устойчивой практики работы банков;