3. Составные части банковского маркетинга.Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Структура и задачи банковского менеджмента Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.Банк — это организация, осуществляющая управление капиталом – собственным и заемным.Этот капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д. Другими словами, банковский менеджмент представляет собойвзаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры: . финансово-экономических показателей (ФЭ); . организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП); . функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ). Если отранжировать системные параметры, то соподчиненность ивзаимосвязи между ними можно представить так: ФЭ – ОП – ФТ.
Процессы разработки и реализации комплексных технологий по построению оптимальных отношений, касающихся формирования и использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название "финансовый менеджмент
Коммерческие банки и другие, финансово – кредитные институты в реализации целей и задач в маркетинге вырабатывают подход – первоочередная ориентация на потребность клиента, при этом важно сочетание интересов, как клиента так и банка.
Банковский маркетинг реализуется через осуществление конкретных видов деятельности, направленных на увеличение «банковского продукта» (банковских операций, услуг). К ним относится:
Проведение маркетинговых исследований, сбор, анализ всей информации.
Разработка банковского продукта, банк продавец своих услуг.
Установление цен на услуги и операции.
Организация распространения банковского продукта.
В банковском маркетинге основное место занимает клиентура. Можно сказать главное лицо в банке – клиенты банка. Именно они предопределяют, какие банковские операции или услуги должен производить банк.
Клиенты банка
Правительственные учреждения.
Корпорации.
Банки-корреспонденты.
Крупные или мелкие предприятия, категории лиц по линии депозитов и кредитования.
Юридические и физические лица, являющиеся клиентами банка по линии траст-услуг.
Юридические и физические лица, собственники или ведущие операции с недвижимостью.
Привлечение новой клиентуры возможно при хорошем знании рынка и спроса со стороны клиента.
Удержать своих клиентов > расширить услуги.
Банковский работник – эксперт по финансовым вопросам и клиенты должны это чувствовать.
В условиях банковской конкуренции политика ценообразования играет важную роль. Оно состоит из шести этапов:
Постановка задач ценообразования.
Определение спроса
Оценка издержек.
Анализ цен и банковской продукции конкурентов.
Выбор метода ценообразования.
Установление окончательной цены.
Банк изучает цены конкурентов, чтобы использовать их как основу определения собственных цен. При этом определяются и сопоставляются степени банковского риска, страхование его, нормативы и показатели, обязательные для банка.
Методы ценообразования, один из которых выбирает банк, могут быть следующими: «средние издержки плюс прибыль», анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли. Окончательная цена традиционно устанавливается с учетом ее наиболее полного благоприятного восприятия клиентами, служащими банка, конкурентами.