Презентация.Датских менеджеров раздражает тактика навязывания товаров. Они лучше реагируют на хорошо обоснованный, документированный, прямой подход без завышенных требований.
Стиль ведения торгов.Датчанам не нравится общепринятая тактика ведения переговоров, гамбит "от высокой цены - к низкой", т.е. начало с очень завышенного предложения. Поэтому в Дании рекомендуется тактика более реалистического подхода к исходной цене, в отличие от стран Ближнего Востока, Китая, Бразилии.
Датчан также раздражают искусственно придуманные сроки окончания работ как тактика давления. "Вам надо принять решение на этой неделе! В следующий понедельник мы начинаем повышение цен. Извините ..."
Контракт.Датские компании рассматривают письменное соглашение как окончательное и обращаются к нему каждый раз, когда впоследствии возникают недоразумения. В отличие от них, в ориентированных на взаимоотношения культурах считается, что контракт подлежит пересмотру. Китайцы ставят решение проблем и разногласий в зависимость от взаимоотношений, а не от статей контракта.
1. Ориентир на сделку. Роль контактов и личных связей.
2. Неформальность, эголитарность.
3. Отношение ко времени (монохронная или полихронная культура).
4. Стиль общения. Что является основной национальной чертой датчан?
5. Паравербальный и невербальный языки общения.
6. Бизнес-протокол.
7. Поведение во время переговоров.
8. Что следует подарить датскому коллеге?
9. Стиль ведения торгов.
10. Отношение к контрактам.
Нидерланды представляют собой очень привлекательный рынок по трем причинам. Во-первых, в этой стране, насчитывающей 15 миллионов населения, очень высокий доход на душу населения. Во-вторых, благодаря географическому положению Голландия является отличным дистрибьюторским центром для стран Европейского Союза. В-третьих, голландцы занимаются торговлей в течение нескольких столетий, они действительно знают, как надо вести бизнес.
Рассмотрим, как голландцы это делают, и выделим те аспекты, которые вероятнее всего могут обеспокоить иностранных бизнесменов.
Язык бизнеса.Несмотря на то, что большинство деловых людей Голландии владеют английским языком, будет вполне приемлемым, если вы предложите на первую встречу приехать с переводчиком, на всякий случай. Уверяю вас на 90%, что в ответ вы услышите: "Переводчик не нужен".
Установление контакта.Как и другие ориентированные на сделку народы, голландцы готовы вести бизнес с незнакомцами, включая иностранцев. Это значит, что если вы знаете фамилию человека, вы можете прямо вступить в контакт с потенциальным партнером или заказчиком, вместо того, чтобы обращаться к посреднику.
Можно позвонить по телефону и попросить аудиенцию, затем подтвердить согласие письменно. Напишите письмо тому лицу, с которым вы хотите встретиться, и сообщите всю информацию, которая может понадобиться вашему коллеге для организации встречи. Официальное письмо с указанием звания адресата должно быть написано за несколько недель, так как встречи на скорую руку не очень популярны у голландцев, отличающихся высокой организованностью. Надо исключить июль, август и рождественские праздники.