Накопленный опыт проектирования организационных структур позволяет выделить три подхода к решению этой проблемы: нормативно-функциональный, функционально-технологический и системно-целевой. Они не являются взаимоисключающими, но имеют ряд принципиальных особенностей.
Нормативно-функциональный подход направлен на унификацию организационных форм управления в рамках отрасли. Разработка и внедрение типовых организационных структур явилось первым шагом на пути внедрения принципов их научно обоснованного построения. Однако ориентация на типовую номенклатуру функций управления и структурных управленческих подразделений не позволяет учесть особенности конкретных предприятий и условия их деятельности, оценить влияние этих особенностей и условий на деятельность предприятия и на характеристики оргструктуры.
Функционально-технологический подход к формированию организационной структуры основан на рационализации потоков информации и технологии ее обработки. Этот подход обеспечивает возможность достаточно полно учесть особенности конкретного предприятия (организации), отличается гибкостью и универсальностью. Вместе с тем, он характеризуется высокой трудоемкостью, использованием стабильной номенклатуры сложившихся функций управления, подчинением оргструктуры схеме документооборота.
Системно-целевой подход заключается в построении структуры целей, определении на ее основе функций управления и их организационным оформлением. Преимущества этого подхода заключаются в возможности учитывать особенности объекта управления и условия его деятельности, изменять и расширять состав функций, проектировать разнообразные организационно-правовые формы предприятий. Трудности в использовании подхода связаны с проблемой перехода от совокупности целей и функций к составу и подчиненности структурных звеньев, обеспечивающих их реализацию.
Однако работы С.А.Валуева и В.И.Самофалова показали, что если соединить преимущества функционально-технологического подхода с системно-целевым, применив последний на начальном этапе проектирования и проведя затем более тщательное моделирование организационно-технологических процедур (ОТП) по функциям управления, то получаемые методики позволяют не только обосновать корректировку существующих оргструктур, но и разрабатывать варианты новой оргструктуры для проектируемого предприятия.
Вопрос 3 Методы проектирования организационных структур управления
Выделяют ряд основных методов проектирования организационных структур управления: метод а н а л о г и й, основанный на использовании опыта в организации управления различных предприятий; э к с п е р т н ы й метод, слабой стороной которого является правомерность сомнений в надежности и объективности экспертных оценок (повысить которую могут помочь методы организации сложных экспертиз); метод с т р у к т у р и з а ц и и целей, для реализации которого в настоящее время имеются методики, позволяющие обеспечивать полноту анализа целей и функций, необходимую для конкретных условий; метод з а д а ч, который в отличие от метода структуризации ("сверху") предполагает определение задач с помощью обследования системы управления и объединение их в более крупные комплексы на основе вводимых мер близости (подход "снизу"), вследствие чего он является более трудоемким и сложным в реализации (что связано с проблемой введения "мер близости"); метод о р г а н и з а ц и о н н о г о м о д е л и р о в а н и я , основу которого составляет использование математических моделей, позволяющих учитывать большее число различных факторов и взаимосвязей между ними.
Выделяют две группы моделей: модели, в которых критерий эффективности оргструктуры отражает конечные результаты деятельности предприятия
и модели, основанные на использовании косвенных критериев эффективности.
Модели первой группы из выделенных в классификации немногочисленны и в основном носят абстрактный характер, что объясняется принципиальными трудностями, возникающими при установлении формальных зависимостей между показателями конечного эффекта функционирования предприятия и характеристиками оргструктуры. Проблемой при использовании оптимизационных методов является формирование критериев эффективности построения и функционирования оргструктуры.
4 вопрос Оценка эффективности организационной структуры управления
Выявить зависимости между оргструктурой и эффективностью производства крайне трудно. Еще более сложной задачей является формализация этих взаимосвязей. Поэтому оценка эффективности оргструктуры чаще всего осуществляется на основе локальных критериев косвенного характера: число уровней иерархии, минимизация взаимодействия структурных управленческих звеньев, затраты на содержание аппарата управления и т. п.
В ряде работ предлагается для оценки эффективности оргструктуры использовать комплексный критерий качества. Например, набор показателей эффективности включают оценку производительности, экономичности, адаптивности, оперативности и надежности структуры.
На практике, как правило, ограничиваются критерием экономичности, так как методов определения других оценок эффективности до недавнего времени не было. Однако в существующих методиках экономичность, как правило, отражает лишь затратную часть эффективности, не принимая во внимание результаты, что может привести к увеличению скрытых затрат на содержание аппарата управления, например, в связи с необоснованным сокращением численности управленческого персонала.
Перспективным представляется использование для оценки оргструктур подхода, предложенного для оценки экономической эффективности сложных многофункциональных производственных комплексов ЭА.Козловской, в котором структура экономического эффекта синтезируется на основе дерева функций управления объектом, что позволяет раскрыть направления формирования системного эффекта.