Топ-менеджмер фирмы является политико-стратегическим органом управления фирмы. Политика фирмы есть деятельность по согласованию интересов всех субъектов, заинтересованных в деятельности фирмы. Внутренняя политика фирмы охватывает отношения внутри фирмы (отношения работодателя с наемными рабочими, предпринимателей и менеджмента, менеджмента и подчиненных им сотрудников), внешняя политика - отношения между фирмой и субъектами ее внешней среды (органами государственной власти и государственного управления, субъектами различных рынков).
Составными частыми внутренней политики фирмы являются:
ценовая политика – выбор и реализация наиболее эффективных маркетинговых стратегий ценообразования, обеспечивающих адаптацию фирмы к рыночным условиям;
налоговая политика – выбор и реализация наиболее эффективного варианта уплаты налоговых платежей при альтернативных вариантах хозяйственной деятельности фирмы.
Составными частями внутренней политики фирмы являются:
учетная политика, суть которой состоит в выборе и реализации наиболее эффективной совокупности способов ведения бухгалтерского учета, адекватной условиям хозяйствования фирмы;
финансовая политика, которая включает политику управления внеоборотными и оборотными активами, инвестиционную и амортизационную политику, а также политику антикризисного финансового управления.
Политика антикризисного финансового управления имеет огромное значение и заключается в выборе и реализации наиболее эффективной системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и механизмов финансового оздоровления фирмы, обеспечивающей ее защиту от банкротства. Система управления, предусматривающая использование методов и инструментов, направленных на идентификацию финансовых рисков, расчет вероятности их возникновения, определение возможного размера финансового ущерба, профилактику, внутреннее и внешнее их страхование получила название риск-менеджмента.
Политика управления персоналом фирмы включает следующие компоненты:
Кадровая политика.
Политика заработной платы, направленная на создание наиболее эффективной системы целей и мер, при помощи которых фирма оказывает воздействие на размер, структуру и динамику заработной платы своих работников.
Социальная политика, преследующая цели, связанные с добровольными социальными услугами фирмы.
Политика улучшения условий труда, которая предполагает разработку и реализацию на фирме комплекса мероприятий, к числу которых можно отнести: регулярное измерение на предприятиях фирмы содержания вредных веществ в воздухе производственных помещений и рабочих зон, уровня шума и вибрации, действия электромагнитных и ионизирующих излучений, тяжести и напряженности трудового процесса, параметров световой среды и микроклимата производственных помещений и др.
Политика управления качеством заключается в выборе и реализации наиболее эффективной системы качества, которая должна обеспечить:
управление качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции;
участие всех работников фирмы в управлении качеством и ответственность менеджмента;
неразрывную связь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат;
проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;
обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство, в готовых изделиях к потребителю;
порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы;
порядок документального оформления всех процедур системы.
Политика в области безопасности заключается в выборе и реализации наиболее эффективной системы безопасности фирмы.
Политика информатизации заключается в выборе и реализации наиболее эффективной информационной технологии при разумном расходовании средств на создание и развитие АСУФ.
Разработка общей политики, системно сочетающей в себе все перечисленные выше компоненты, являются главной задачей топ-менеджмента фирмы. Исходной базой для формирования общей политики служит проект развития фирмы, участие в разработке или принятии которого, также входит в круг служебных обязанностей представителей топ-менеджмента.