Основные факторы размаха конкуренции в сфере обращения
Необходимые предпосылки возникновения конкуренции
Ø наличие большого числа независимых продавцов и покупателей,
Ø отсутствие экономических, юридических, политических, социальных и подобных преград для доступа покупателей и продавцов на рынок,
Ø доступность информации о спросе и предложении, ценах и норме прибыли
Ø совокупность условий свободного доступа покупателей на рынок,
Ø количество поставщиков и их способность диктовать свои условия, конкуренция внутри отрасли между существующими компаниями,
Ø появление на рынке новых торговых предприятий
Одним из основных факторов существования рынка и действия его механизма является платежный спрос
Платежный спрос – это количество товара, которое покупатели готовы и в состоянии приобрести по определенной цене и в определенный промежуток времени
Среди факторов, определяющих величину, структуру и динамику спроса, доминирующее значение имеют рыночная цена т покупательная способность потребителя. Очень заметно влияние на спрос и таких факторов как уровень и соотношение розничных цен на продовольственные и непродовольственные товары, состав семьи, место проживания, реклама, причуды моды и т.п. факторы.
Графически связь между величиной спроса и ценой товара при фиксированной сумме покупательских средств выражается в виде кривой спроса (график спроса). При увеличении цены на товар при прочих равных условиях спрос падает по закону падающего спроса
Для измерения степени влияния какого-либо фактора на спрос используют коэффициент эластичности спроса
Рыночная цена товара, покупательная способность потребителя, социальный состав покупателей, реклама, мода и т.д.
Один из распространенных вариантов математической записи коэффициента эластичности спроса (Э) имеет вид:
Э=( ΔΧ : ΔΥ) · (Χ : Υ)
Где:
ΔΧ – прирост спроса
ΔΥ – прирост анализируемого признака
Χ - базовый показатель спроса
Υ - базовое значение анализируемого признака
При Э > 1 спрос считается эластичным, например за счет увеличения доходов населения и роста доли расходов на предметы длительного пользования (мебель, стиральные машины, телевизоры и т.п.)
При Э < 1 спрос считается неэластичным , т. е. изменения на рынке оказывают незначительное влияние на предъявляемый спрос, напрмер на предметы перовй необходимости (мыло, зубная паста, основные продукты питания)
При Э = 1 возникает так называемый унитарный спрос, т. е. изменение рыночного фактора сопровождается адекватным изменением спроса (повышение цен –падение спроса и наоборот)
Другим необходимым фактором действия рыночного механизма является предложение
Предложение – это количество товаров (услуг), предлагаемых к продаже по конкретной цене в известный период времени
Объем товарного предложения включает товары, находящиеся в оптовой и розничной торговле и в пути
Совокупное товарное предложение включает поступление по импорту и товарные запасы.
Объем товарного предложения на рынке зависит от многих факторов, главные из которых:
Динамика цен на реализуемые товары,
Себестоимость производства
Количество товаропроизводителей
При прочих равных условиях объем предложения измеряют коэффициентом эластичности предложения, определяемым процентным соотношением изменения объема предложения и увеличения цены.
Э = (ΩΡ : ΔΖ) ·100%
Где:
ΩΡ – объем товарного предложения
ΔΖ – прирост цены на товар
Рыночной экономике свойственна тенденция установления определенного соотношения между спросом и предложением. Основу этого равновесия составляет цена, при которой количество товара находящегося на рынке равно количеству товара , на который предъявлен спрос.
Торговая деятельность разнообразна по многим составляющим: