Таким образом, Управленческий анализ является частью управленческого учета как элемент сбора и обработки информации для выработки управленческих решений
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ....... 1
1.1. Сущность и цель управленческого анализа............................................................................................ 1
1.2. Управленческий анализ как функция управления................................................................................. 9
1.3. Направления и основные этапы управленческого анализа................................................................ 11
1.4. Экономические и технико-организационные особенности различных отраслей для целей управленческого анализа............................................................................................................................... 12
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА.................................... 15
3. МЕТОДЫ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ ПРОИЗВОДСТВА................................................................................ 20
3.1. Понятие и классификация хозяйственных резервов, принципы их поиска..................................... 20
3.2. Методика определения величины резервов.......................................................................................... 21
4. АНАЛИЗ КАК МЕТОД ОБОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.................................... 29
4.1. Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа.......................................... 29
4.2. Обоснование управленческого решения при выборе варианта системы машин и оборудования. 33
4.3. Обоснование управленческого решения при выборе: собственное производство или закупка изделий со стороны....................................................................................................................................................... 34
4.4. Обоснование управленческого решения при выборе варианта технологии производства............ 35
4.5. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня............................................................................................................................................................... 36
4.6. Обоснование управленческого решения для выбора варианта цены на новое изделие................. 37
5. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ И ДРУГИХ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВА.............................................................................................................................................. 39
5.1. Задачи, значение и информационное обеспечение анализа организационно-технического уровня 39
5.2. Показатели технического уровня производства.................................................................................. 40
5.3. Показатели уровня технологии и организации производства........................................................... 41
6. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ............................................................ 43
6.1. Особенности торговой деятельности и основные направления ее анализа...................................... 43
6.2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота.............. 43
6.3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов............................... 44
6.4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, развития материально-технической базы............................................................................................................................................ 45
6.5. Анализ издержек обращения.................................................................................................................. 46
7. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ............................................ 49
7.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа................................... 49
7.2. Анализ объема, структуры и качества строительно-монтажных работ............................................. 50
7.3. Факторы, влияющие на изменение объема строительно-монтажных работ..................................... 52
7.4. Анализ себестоимости строительной продукции................................................................................ 53
8. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.............................................................................................................................................................................. 56
8.1. Особенности сельскохозяйственного производства и анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий.................................................................................................................................................... 56
8.2. Анализ условий хозяйствования, размеров и структуры сельскохозяйственных предприятий.... 56
8.3. Анализ уровня специализации и интенсификации производства..................................................... 58
8.4. Анализ продукции растениеводства..................................................................................................... 59
8.5. Анализ производства продукции животноводства............................................................................. 61
8.6. Анализ использования земельных ресурсов......................................................................................... 63
8.7. Анализ обеспеченности предприятия агропромышленного комплекса основными средствами производства и эффективности их использования..................................................................................... 64
9. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТА....................... 68
9.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления ее анализа........... 68
9.2. Анализ выполнения плана и динамики объема перевозок................................................................. 68
9.3. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)....................................................... 71
9.4. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов........................................................................................................................................................... 72
9.5. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов...................................................... 73
10. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ................... 76
10.1. Сфера услуг как вид экономической деятельности........................................................................... 76
10.2. Анализ операций с клиентами туристической фирмы...................................................................... 77
10.3. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлеченного транспорта для турпоездок................................................................................................. 78
10.4. Анализ эффективности использования гостиничных площадей..................................................... 79
Такое определение места управленческого анализа в системе управления предприятием вытекает из того, что система управления предприятием - это процесс организации деятельности предприятия, ее учета, контроля и анализа, принятия и реализации управленческих решений по ее оптимизации для достижения наивысшего экономического эффекта.
Управленческий учет направлен в целом на формирование и использование специфической информации о деятельности предприятия и её результатах на основе денежных и натуральных измерителей для принятия и реализации управленческих решений по оптимизации указанной деятельности.
Управленческий анализ направлен на исследование различных сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с помощью математических и экономико-статистических методов для получения показателей, пригодных для принятия управленческих решений по оптимизации этой деятельности.
1.2 Объекты и методы управленческого анализа
Для выделения объектов управленческого анализа необходимо прежде всего выяснить: для кого готовится управленческая информация, т. е. кто является пользователем конечной аналитической управленческой информации
Пользователями управленческой информации являются менеджеры отделов снабжения и сбыта, специалисты и руководители предприятия. При этом надо иметь в виду, что почти вся эта информация составляет предмет коммерческой тайны анализируемого предприятия.
Предмет коммерческой тайны могут составлять все производственные показатели об объеме выпуска и себестоимости (продукции, работ, услуг), об уровне использования производственных фондов, производительности труда, продажных ценах и т.п. информация
В управленческом анализе используются данные за истекшие периоды, а также данные о прогнозируемых доходах, расходах и результатах для составления бизнес-плана предприятия, для выбора оптимального варианта, обеспечивающего предприятию благоприятные перспективы развития производственной и финансовой деятельности
На организацию управленческого анализа влияет административно-производственная структура предприятия. От нее зависит последовательность формирования и использования учетно-экономической и аналитической информации, необходимой для управления, последовательность и глубина проводимых аналитических расчетов, выяснения причин отклонений отчетных показателей от базовых.
Объекты управленческого анализа деятельности торгового предприятия-это:
Ø товарные запасы,
Ø ценообразование,
Ø товарооборот,
Ø материально-техническая база,
Ø трудовые ресурсы,
Ø расходы и доходы,
Ø финансовые результаты торгового предприятия
Специфика проведения управленческого анализа в торговле заключается в том, что торговля как отрасль экономики относится к сфере обращения и материальные ценности здесь, как правило, не производятся. Однако надо иметь ввиду, что крупные торговые сети и супермаркеты открывают у себя хлебопекарные, кондитерские и кулинарные подразделения, не состоящие на самостоятельном балансе. В этом случае управленческий анализ производственной и торговой деятельности проводится отдельно и только полученные итоги на уровне финансового анализа обобщаются. В управленческом анализе деятельности торгового предприятия первостепенное значение приобретает исследование рынка и анализ его составляющих.
Как сфера деятельности рынок – это сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги
Общепризнанные черты рыночных отношений в условиях свободной экономической деятельности - это добровольность, возмездность, эквивалентность. свободный обмен информацией
Добровольность означает, что покупатель и продавец вступают в отношения купли-продажи по собственной воле и никто не в праве вмешиваться в эти отношения и диктовать какие-либо условия, если иное не установлено законом
Возмездность определяется как обязанность покупателя и право продавща получить денежное или иное возмещение за товар, являющийся предметом сделки купли-продажи
Эквивалентность требует, чтобы обмен денег на товар и товара на деньги был эквивалентным, т.е. строился на справедливой цене товара.
Свободный обмен информацией требует, чтобы покупатель имел доступ к информации о ассортименте покупаемых товаров, их качестве, цене и о других свойствах товара, интересных для него. Продавец должен иметь информацию о намерении покупателя оплатить товар и о гарантии соблюдения сумм, способов и сроков платежа.
Все эти условия устанавливаются при заключении договора купли-продажи или мены и вносятся в текст договора. Правовые основы таких договоров закреплены в главе 30 «купля-продажа» ГК РФ.
Хозяйственный механизм рыночной модели экономики включает элементы: спрос и предложение, цена, конкуренция
Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за максимальную выгоду