Оценка состояния предприятия транспорта необходима на предварительном этапе для получения общего представления о его деятельности. Перечень основных экономических показателей транспортной организации будет несколько отличаться от аналогичных показателей промышленности: наряду с общими показателями должны быть рассмотрены общий объем перевозок (тыс. т), общий грузооборот (тыс. т/км), общий пробег (тыс. км), число отработанных авточасов, среднесписочное число авточасов в хозяйстве, число отработанных человеко-часов и др.
Приведенные показатели по возможности могут быть конкретизированы и в зависимости от специализации транспортного предприятия дополнены.
Осуществление основных производственных процессов транспортировки грузов и перемещения пассажиров — основная задача эксплуатационных организаций автомобильного транспорта. Условием положительной оценки деятельности АТП является выполнение задания по всем основным показателям и видам перевозок. Поэтому особое внимание должно уделяться анализу объемов перевозок.
· При анализе выполнения плана перевозок грузов первоначально характеризуют общие итоги выполнения заданий по:
o объему перевозок, тыс. т.;
o грузообороту, тыс, т/км;
o числу отработанных авточасов.
· Кроме того, нужно сопоставить объемы перевозок за ряд соответствующих периодов, что даст представление о динамике указанного показателя. При этом следует установить причины, обусловившие ту или иную динамику объема перевозок и грузооборота. Наряду с изучением динамики объема перевозок по годам анализируется динамика выполнения перевозок в течение года.
· Далее следует проанализировать выполнение заданных объемов перевозок по номенклатуре грузов и обслуживаемой клиентуре. В случаях, когда в целом план объема перевозок выполнен, а в отношении отдельных клиентов и видов грузов имеется недовыполнение или перевыполнение, общий объем перевозок расчленяется на три группы: в пределах задания, сверх задания и объем, не предусмотренный заданием.
Для каждой группы определяется процент или индекс выполнения перевозок. Общий процент выполнения задания (бизнес-плана) представляет собой сумму процентов выполнения задания, объемов перевозок сверх задания, перевозок для клиентов и по номенклатуре, не предусмотренных заданием. Производимые расчеты позволяют выявить структурные сдвиги — изменения соотношений отдельных частей в общем объеме данной совокупности.
· Результаты работы парка подвижного состава любой АТО оцениваются системой технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), характеризующих количество и качество этой работы. Их можно условно разделить на две большие группы.
1) С помощью ТЭП первой группы оценивают степень использования подвижного состава:
§ коэффициент технической готовности:
,
где АДх — списочное число автодней в хозяйстве;
АДрем — продолжительность простоя в связи с ремонтом, автодни;
АДто — продолжительность простоя в связи с техническим обслуживанием, автодни;
§ коэффициент выпуска автомобилей на линию:
,
где АДр — число отработанных автодней;
АДорг — продолжительность простоя в исправном состоянии по организационным причинам, автодни;
§ грузоподъемность подвижного состава:
;
§ коэффициенты статического использования грузоподъемности:
;
§ средний пробег с грузом за ездку:
;
§ среднее расстояние перевозки:
;
§ коэффициент использования пробега:
;
§ средняя продолжительность простоев под погрузкой и разгрузкой за одну ездку:
,
где tn - рi — различное время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну поездку по i-й группе;
Аэi — среднесписочная численность автомобилей, находящихся в эксплуатации в i-й группе;
Еi — число поездок по i-й группе.
2) Вторая группа показателей объединяет результативную информацию: число поездок, общий пробег и пробег с грузом, число отработанных авточасов, объем перевозок и грузооборот (транспортная работа).
· После анализа уровня ТЭП определяют особенности их влияния на выполнение плана перевозок с помощью методов факторного анализа.
Степень выполнения плана перевозок в тоннах, тонно-километрах, авто-тонно-часах, пассажирах, пасажирокилометрах пробега зависит главным образом от списочного состава автомобильного парка (его количества и структуры) и эффективности его использования.
Объем грузовых перевозок (Qа) сначала определяют по каждой марке автомобиля отдельно:
,
где Асп — среднесписочное количество автомобилей по отчету;
Qгод — выработка одного списочного автомобиля в год.
Эта модель может быть дальше уточнена следующим образом:
,
где αВ — коэффициент выпуска автомобиля на линию;
Dк — календарные дни;
Tн — время в наряде, часов;
Qч — выработка одного списочного автомобиля в час.
Часовая выработка одного автомобиля зависит от среднетехнической скорости (Vт), коэффициента использования пробега (β), грузоподъемности по отчету (g), коэффициента статического использования грузоподъемности (γС), среднего пробега с грузом за ездку по отчету (Ler), времени простоя под погрузкой-разгрузкой за поездку (tn - p).
Таким образом, общий для всего парка автомобилей объем грузовых перевозок определяется следующим образом:
.
Анализ выполнения плана перевозок пассажиров автобусами по существу мало отличается от анализа выполнения плана перевозок грузов.
· Соблюдение планового ритма перевозок на любом транспортном предприятии способствует выполнению плана, поэтому должно подвергаться постоянному оперативному анализу и контролю.
Один из способов оценки ритмичности работы транспортной организации основан на сопоставлении отчетных данных нарастающим итогом с базовыми заданиями. Анализ должен производиться ежедневно, подекадно, ежемесячно, поквартально и в целом за год по отдельным исполнителям, производственным участкам (службам, автоколоннам, зонам, цехам, бригадам) и всей организации. При проведении анализа рассчитываются коэффициенты ритмичности и аритмичности.
Показатель аритмичности — это сумма положительных и отрицательных отклонений в оказании транспортных услуг от плана за каждый день (неделю, декаду).
· Анализ выполнения перевозок обязательно должен включать анализ качества перевозок. Говоря о качестве перевозки грузов автомобильным транспортом, необходимо обращать внимание на:
o выполнение договорных обязательств;
o полноту перевозок (по объему, времени, номенклатуре, клиентуре);
o сохранность количества и качества перевозимых грузов;
o своевременность транспортного процесса, начало и окончание перевозок;
o экономичность перевозок и экспедиционных услуг;
o информационное и технологическое удобство пользования перевозками;
o безвредность (безопасность, экологическую чистоту, бесшумность, отсутствие повреждающего эффекта на дорожное покрытие).
Выбор анализируемых свойств может проводиться по результатам опроса независимых экспертов и заинтересованных лиц, а выявленные свойства должны соответствовать интересам стратегического и текущего развития АТО. Качество перевозок следует анализировать по отдельным ездкам, водителям, дням, маршрутам, обслуживаемой клиентуре и т.д.