Торговая деятельность - это посредническая деятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю. Торговая деятельность может осуществляться в оптовой и розничной формах, ее сфера довольно обширна и достаточно специфична.
Этой отрасли присущи следующие основные особенности.
· В торговле не производятся добавленная стоимость, готовый продукт. Торговые фирмы работают с уже завершенными, готовыми к употреблению товарами.
· Основным результатом деятельности будет товарооборот, оптовый или розничный, а не выручка от реализации продукции.
· Основные и оборотные средства функционируют в сфере обращения, а не производства, и имеют структуру, отличную от промышленных предприятий. В составе основных фондов наиболее важную роль играют торговые площади и торговое оборудование (витрины, холодильные установки, ККМ). Наиболее важной составляющей оборотных активов являются товарные ресурсы.
· Структура источников формирования средств в торговле также имеет свои особенности:
o низкая величина и доля уставного капитала;
o отсутствие или крайне низкая абсолютная и относительная величина долгосрочных привлеченных средств;
o краткосрочные коммерческие кредиты и кредиторская задолженность поставщикам как две основные статьи текущих пассивов.
· В торговых предприятиях (организациях) ассортимент и его широта может существенно варьироваться по видам, габаритам и ценам товаров. Соответственно и оборачиваемость у разных товаров может существенно отличаться, однако она будет выше, чем у оборотных активов в сфере производства.
Основными задачами анализа деятельности предприятий торговли являются:
· контроль за динамикой выполнения плана товарооборота;
· изучение факторов, оказавших влияние на его объем и структуру, а также на издержки обращения;
· вскрытие резервов дальнейшего развертывания товарооборота и улучшение обслуживания населения.
Основные данные для проведения анализа содержатся в:
· бизнес-плане;
· данных бухгалтерского учета и отчетности (товарные отчеты, учетные регистры о движении и остатках товаров и т.д.);
· формах статистической отчетности (форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», форма № 1 — торговля «Обследование розничной продажи отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп», форма № 1 торг (сеть) «Сведения о наличии сети оптовой и розничной торговли») и т.д.