Тема 1: Прогнозирование, как научная дисциплина. Основные понятия. Соотношения управления и прогнозирования.
Прогностика – наука о теории методологии, методики и методах прогнозирования.
Теория – самая развитая высшая форма познания. Она является результатом исследования и представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений о том, что исследуют. Языком теории выражаются законы, закономерности, концепции, объяснительные схемы, различные классификации.
Методология по отношению к теории является инструментом получения знаний и как понятие по отношению к теории уже.
Методология – совокупность методологических принципов (неких правил), из которых нужно исходить и которыми нужно руководствоваться в познании практической деятельности.
Принцип – основа, основание.
Методика – комплекс приемов логических средств, с помощью которых анализируется объект прогноза (экология, демографическая ситуация, экономика, политика, социальная сфера, молодежь) при диагнозе и разработке прогноза.
Прогнозирование – систематическое научное исследование, предметом которого выступает будущее различных сфер общества или процесс разработки прогноза, который идет по схеме: диагноз --- анализ --- прогноз --- верификация прогноза (процедура проверки прогноза на точность, надежность, достоверность).
Метод – путь, способ решения конкретной задачи.
Прогноз – некоторые знания о будущем, которое не наступило, но как мы полагаем – наступит.
Научный прогноз – совокупность аргументированных, обоснованных представлений о будущем развитии процессов или явлений, носящих вероятностный, вариантный, но достаточно достоверный характер для принятия управленческого решения (вероятность – количественная мера возможного наступления события).
Будущее:
· вероятное,
· менее вероятное,
· более вероятное,
· желательное,
· нежелательное,
· предпочтительное,
· приемлемое.
Будущее зависит от ценностей, интересов, потребностей, выборок, личной стратегии.
Практическая значимость прогнозирования заключается в повышении эффективности в принимаемых решениях и их научной обоснованности. В управлении главным элементом выступает решение. Научным обоснованием принимаемых решений является прогноз.
Тема 2: Вклад русских ученых-космистов в теорию научного предвидения.
На основе теории русских ученых-космистов разрабатывается новая парадигма.
Федоров Н. Ф.– Учение о будущем, «философия общего дела».
Циолковский К. Э. – Космическая философия. «Будущее земли человечества» (1923 г.). Он изучал космос, и считал, что во Вселенной есть более разумные существа, которые состоят из других химических элементов. Еще одна работа – «Космическая этика».
Чижевский А. Л.– «Космический путь жизни», «Земля в объятиях солнца».
Вернадский В. И.- «Начало и вечность жизни» (1989 г.)
Кондратьев Н. Д.– «Теория длинных волн».
Сорокин П.– «Тенденции нашего времени». 4 фазы солнца (см. рис.).
Чижевский А. Л. разработал историометрическую теорию общественного развития, установив 11-летний цикл солнечной активности, и выделил 4 фазы (см. рис.), установил закономерности и создал базу научного прогнозирования.
Кондратьев Н. Д. разработал теорию длинных волн. Установил цикличность социально-экономического развития, которое делится на 48-55 лет. Он связал с технологическим укладом.