Все методы прогнозирования условно делятся на три группы:
· Количественные
· Качественные
· Неформальные
В составе количественных методов прогнозирования выделяют:
· Методы экстраполяции или проецирование тренда – этот метод является методом тенденции прошлого и продлением их в будущее.
· Математические методы к которым относят: а) корреляционный анализ; б) регрессионный анализ; в) факторный анализ; г) математическое моделирование.
В составе качественных методов прогнозирования выделяют:
· Метод опроса клиентов или модель ожидания потребителя.
· Экспертные оценки в том числе: а) метод интервью; б) метод Дельфы; в) мозговой штурм; г) метод построения прогнозного сценария и др.
В составе неформальных методов прогнозирования используют:
· Вербальную информацию (устная) – методами ее сбора являются теле и радио репортажи, информация от потребителей, поставщиков, конкурентов, юристов, бухгалтеров, консультантов.
· Письменную информацию – источниками которой являются публикации, отчеты, информационные бюллетени, профессиональные журналы.
· Промышленный шпионаж – успешный способ сбора данных о действиях конкурентов.
Выбор методы прогнозирования зависит от следующих компонентов:
· Периода, на который необходимо составить прогноз.
· От специфики прогнозируемого объекта.
· Возможности получить соответствующие исходные данные.
· Требований к точности прогноза.
Тема 7. Оценка эффективности и контроль исполнения УР.
1. Эффективность УР.
2. Контроль выполнения УР.
3. Ответственность лица принимающего решения (ЛПР).
Вопрос 1. Эффективность управленческих решений – это ресурсная результативность по итогам разработки и реализации управленческих решений в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровья персонала, организация труда и др.
Эффективность УР разделяется на следующие виды:
· Организационную.
· Экономическую.
· Социальную.
· Технологическую.
· Психологическую.
· Правовую.
· Экологическую.
· Этическую.
· Политическую.
Организационная эффективность УР – это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время. Организационная эффективность и качество УР неразрывно связаны и поэтому во многих публикациях эти параметры рассматриваются совместно.
Экономическая эффективность УР – это отношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного УР, и затрат на его разработку и реализацию.
Социальная эффективность УР – это факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами.
Технологическая эффективность УР – факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального, мирового технологического уровня производства).
Психологическая эффективность УР – факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.
Экологическая, этическая, политическая эффективность УР – факт достижения экологических, этических, политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшими финансовыми затратами.
Эффективность УР определяется действием множества факторов технического, организационного, экономического, социально-психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях процесса разработки и реализации.
Основными из них являются:
· Компетентность и опыт работы ЛПР.
· Степень информационности ЛПР.
· Уровень коллегиальности в процессе разработки решения.
· Удельный вес контролируемых решений.
· Степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывающих решение, в его реализации.
· Мотивация исполнителей.
· Характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.
Управление эффективностью УР осуществляется через систему количественных и качественных оценок на базе реальных показателей, норм и стандартов эффективности выпускаемой продукции и деятельности самой организации.
Основным критерием эффективности решения может служить отношение полученного в результате его реализации эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку решения и его осуществление.
Вопрос 2. Контроль выполнения УР.
Важнейшей задачей организационного механизма реализации УР является контроль их реализации. Нередко качественно разработанные решения оказываются невыполненными из-за отсутствия хорошо налаженной системы контроля.
Причинами отклонений в реализации решений могут быть безответственное отношение исполнителей, появление новых обстоятельств, которые невозможно было учесть на стадии разработки решения, но необходимо на завершающем этапе его реализации.
В зависимости от выполняемых функций и особенностей проведения выделяют контроль предварительный, текущий, фильтрующий (упреждающий) и заключительный.
Методы предварительного контроля применяются до начала исполнения решения и позволяют определить качественные, количественные и структурные характеристики варианта его реализации. Задача предварительного контроля заключается в подтверждении правильности сформулированной цели и стратегии реализуемого УР, разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля.
Метод фильтрующего (упреждающего) контроля применяется в разовом порядке в ходе реализации решения. Задача фильтрующего контроля – приостановление выполнения решения на каком-либо участке при резких отклонениях между фактическими результатами и запланированными.
Метод заключительного контроля (по результатам) применяется при исполнении решения и позволяет оценить успехи и недостатки, проанализировать все этапы подготовки.
Контроль имеет не только административное, организационное, технологическое или аудиторское значение, но и очень важное социально-психологическое воздействие.
Для исполнителей контроль должен служить фактором, повышающим престиж выполняемой задачи, прибавляющим самоуважение и уверенность в работе.
Вопрос 3. Ответственность лица принимающего решение (ЛПР).
Выделяют следующие виды ЛПР:
· Профессиональная ответственность ЛПР отражается в должностных инструкциях организации. В качестве профессиональной ответственности могут применяться меры юридической, дисциплинарной и экономической ответственности.
· Юридическая ответственность ЛПР – наступает за нарушение государственных законов и норм государственного регулирования. Юридическая ответственность может иметь уголовный и гражданский характер.
· Административная ответственность ЛПР наступает за совершения административного правонарушения, нарушения прав и свобод граждан. Это наиболее распространенный вид ответственности, средством реализации которого служит механизм иерархического контроля. Базой для реализации административной ответственности является административное и гражданское право. Административная ответственность в зависимости от вида санкций может быть дисциплинарной и материальной.
· Дисциплинарная ответственность применяется за бездействие или ненадлежащее выполнение задания и реализуется в форме дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, перевод на другую работу, увольнение.
· Материальная ответственность применяется по отношению к организациям или сотрудникам с целью возмещения последними нанесенного имущественного или иного ущерба, причиненного по их вине.
· Экономическая ответственность ЛПР призвана компенсировать полны или частичный ущерб от УР, нанесены в материальной или денежной форме.
· Этическая ответственность ЛПР реализуется в форме изменения общественного мнения о руководителе, вынесения ему общественного порицания, объявления о его несоответствии должности по этическим соображениям.