Рис. 4.5. Сборные и сборно-монолитные ребристые пролетные строения
При строительстве монолитных ребристых пролетных строений представляется возможным применять наиболее целесообразное количество балок и их размеры в зависимости от пролета. Обычно расстояние b между главными балками составляет 2—3 м (рис. 4.4, б). Главные балки объединяют между собой в поперечном направлении поперечными балками (диафрагмами), обеспечивающими, пространственную работу пролетного строения. Диафрагмы обычно размещают в опорных сечениях, в середине пролета и в четвертях пролета, если расстояние между ними не меньше 4—6 м. Иногда расстояние между главными балками увеличивают до 4—6 м, в этом случае между главными балками устанавливают второстепенные балки, уменьшающие пролет плиты.
Конструкция сборных пролетных строений определяется исходными монтажными элементами, назначаемыми с учетом условий их изготовления, транспортировки и монтажа. Широкое распространение получили бездиафрагменные пролетные строения из тавровых балок (рис. 4.5, а), стыкуемых между собой по плите проезжей части. Ранее строились и находятся в эксплуатации пролетные строения, составленные из балок таврового сечения с полудиафрагмами (рис. 4.5, б). Балки в .поперечном направлении объединяли стыкованием полудиафрагм с помощью сварки арматурных выпусков или металлических закладных деталей. Плита в таких пролетных строениях не стыковалась, поэтому она работает в поперечном направлении как консоль. Нашли применение также пролетные строения, составленные из балок П-образного сечения (рис. 4.5, в). Объединение этих балок в поперечном направлении производится сваркой закладных деталей или высокопрочными болтами.
Применяются также сборно-монолитные конструкции пролетных строений, в которых сборные главные балки 1 (рис. 4.5, г) объединяют между собой монолитной плитой 2 проезжей части и диафрагмами 3.
Конструкция монолитных и сборных монолитных строений во многом зависит от применяемой арматуры и способа ее размещения. Арматуру в конструкции пролетного строения размещают так, чтобы она имела хорошую связь с окружающим бетоном, не мешала укладке бетона при изготовлении конструкции и была надежно защищена от воздействия влаги и воздуха. Арматуру выполняют из гладкой проволоки или стержней периодического профиля. Все рабочие стержни растянутой арматуры из гладкой проволоки для обеспечения их заанкерования в бетоне должны иметь на концах полукруглые крюки с внутренним диаметром не менее 2,5 диаметра стержня (рис. 4.6, а). Концы сжатых стержней из круглой проволоки, а также концы стержней периодического профиля в растянутой зоне заканчиваются прямыми крюками.
Отдельные стержни арматурной стали приходится сваривать для обеспечения необходимой длины. Стержни растянутой арматуры стыкуют контактной электросваркой встык методом оплавления. При этом в месте стыка получается небольшое утолщение (рис. 4.6, в). Стыки, выполняемые в монтажных условиях, сваривают ванным способом с применением выгнутой подкладки из полосовой стали (рис. 4.6, г). Эта подкладка образует «ванну», удерживающую наплавляемый металл от стекания и способствующую более глубокому проплавлению концов свариваемых стержней.
Рис. 4.6. Арматура для монолитных мостов:
Сварные сетки (рис. 4.6, б) изготавливают заранее на заводах или полигонах, соединяя пересекающиеся стержни контактной сваркой, и в готовом виде устанавливают в конструкцию. В местах стыкования соседние сетки укладывают внахлестку друг на друга с перекрытием на длину не менее 30 диаметров стержней сетки и не менее 25 см.
Рассмотрим последовательно армирование плиты проезжей части, главных и поперечных балок.