Расчетные характеристики бетона и арматуры.Кубиковая прочность бетона является условной характеристикой его прочности. Действительная прочность бетона в конструкции более полно оценивается прочностью на сжатие бетонных образцов в виде призм, высота которых превышает поперечный размер в 3,5 раза и более. Призменная прочность бетона составляет 70—75% его кубиковой прочности. Прочность бетона на растяжение обычно в 10—15 раз меньше его кубиковой прочности. Предел прочности бетона на срез примерно в 2,5 раза больше предела его прочности на растяжение. Расчетные сопротивления бетона на осевые сжатие и растяжение для расчета мостовых конструкций по первой группе предельных состояний определяют делением соответствующего нормативного сопротивления на коэффициенты надежности по бетону и на коэффициент надежности конструкции.
Коэффициент надежности конструкции, учитывающий степень ответственности мостовых конструкций, 'принимают для бетона равным γн = 1,1.
Расчетные сопротивления бетона для расчета по второй группе предельных состояний устанавливают при коэффициенте надежности по бетону γσ = 1.
Расчетные сопротивления арматуры растяжению для расчета по первой группе предельных состояний определяют делением их нормативных сопротивлений на соответствующие коэффициенты надежности по арматуре и на коэффициенты надежности конструкции. Их принимают различными для автодорожных и железнодорожных мостов. Этим учитывают степень ответственности этих сооружений.
Значения расчетных сопротивлений арматуры растяжению приведены в табл. 31 СНиП 2.05.03-84.
Расчетные сопротивления ненапрягаемой арматуры сжатию, используемые в расчете по первой группе предельных состояний, при наличии сцепления арматуры с бетоном принимают равными соответствующим расчетным сопротивлениям арматуры растяжению Rs. Наибольшие сжимающие напряжения Rрсв напрягаемой арматуре, расположенной в сжатой зоне сечения элемента и имеющей сцепление с бетоном, следует принимать из условия предельной сжимаемости бетона не более 500 МПа.
Для расчета железобетонных конструкций мостов и труб важны также упругие характеристики бетона и арматуры — модули упругости и коэффициенты Пуассона. Бетон является упруго-вязкопластическим материалом. Его полные деформации от напряжений включают упругие, вязкоупругие и пластические деформации, которые зависят от уровня напряжений. В связи с этим модуль упругости зависит от уровня напряжений и времени действия нагрузки. Кроме того, модуль упругости зависит от класса прочности бетона, возрастая с его повышением, он также зависит от возраста бетона, вида его напряженного состояния. Он уменьшается при температурно-влажностной обработке бетона, при работе бетона в условиях попеременного замораживания и оттаивания, воздействия солнечной радиации.
При проектировании железобетонных конструкций мостов и труб трудно учесть реальные значения модуля упругости бетона, поэтому для расчета применяют средние, условные значения модуля упругости Еbна сжатие по табл. 28 СНиП 2.05.03-84. Для бетона, подвергаемого тепловлажностной обработке, а также для бетона, работающего в условиях попеременного замораживания и оттаивания, эти значения модуля упругости уменьшаются на !0%, а для бетона конструкций, не защищенных от солнечной радиации, — на 15%.
Модуль сдвига бетона Gbпринимают равным 0,4ЕЬ, а коэффициент Пуассона v=0,2.
Модули упругости арматуры принимают по табл. 34 СНиП 2.05.03-84. По мере возрастания прочности стали модуль упругости ее уменьшается с 206000 МПа до 196000 МПа. Модуль упругости пучков из параллельных проволок принимают равным 177000 МПа, а пучков из арматурных канатов К-7, канатов спиральных и двойной свивки— 167000 МПа.
Материалы для гидроизоляции бетона мостов. Гидроизоляция предотвращает проникновение атмосферной влаги или грунтовых вод к бетону пролетных строений или опор и предохраняет бетон от разрушения, а арматуру от коррозии.
Гидроизоляционные материалы, применяемые в мостостроении, делятся на обмазочные и оклеечные. Для обмазочной гидроизоляции применяют холодные окраски и горячие обмазки. Для холодных окрасок используют битумы марок III и IV, разжиженные лигроином «ли керосином, а также дегтевые лаки. Холодная окраска является первым грунтовочным слоем, по которому наносят горячую обмазку слоем толщиной 2—3 мм. Материалом для горячих обмазок служат специальные мастики — смеси битума с мелким асбестовым волокном.
Для оклеечной гидроизоляции применяют традиционные рулонные материалы на основе битума и новые материалы на основе синтетической резины (бутилкаучука).
Простейшим рулонным материалом на основе битума является рубероид. Он имеет невысокие изоляционные качества и недолговечен, так как состоит из бумажной упрочняющей основы. Значительно лучшими свойствами обладает гидроизол. Его гидроизоляционной основой также является битум, но он упрочен асбестовым или асбесто-целлюлозным картоном. Благодаря хорошим гидроизоляционным качествам и долговечности он нашел широкое применение в мостостроении. Применяется также гидростеклоизол, который имеет армирующую основу из стеклоткани. Ее стойкость в щелочной среде вызывает сомнения.
Лучшими гидроизоляционными свойствами и технологическими достоинствами обладает фольгоизол, выпускаемый на основе рифленой или гладкой алюминиевой фольги толщиной до 0,3 мм. В качестве покровного слоя для фольгоизола применяют битумно-резиновую мастику. По гидроизоляционным свойствам он лучше других материалов, но значительно дороже. Фольгоизол применяют только в наиболее ответственных сооружениях: больших мостах и тоннелях.
Проходит опытную проверку новый рулонный материал на основе льно-джуто-кенафной ткани и битумной мастики — мостоизол.
Основной способ ведения работ с битумными гидроизоляционными рулонными материалами — безмастичная приклейка с обязательной предварительной грунтовкой бетона. Для оплавления битумного покровного слоя применяют нагревательные горелки на всю ширину укладываемого материала.
Температурные ограничения в использовании битумных гидроизоляционных материалов вызвали необходимость разработки новых гидроизоляционных материалов. Для изоляции автодорожных мостов разработан бутизол — эластичный морозостойкий (до —70°С) резиноподобный материал на основе бутилкаучука. Резиноподобные рулонные материалы приклеивают к изолируемому материалу холодными мастиками или клеями.
Перспективны в качестве изолирующих слоев синтетические материале в виде листов из поливинилхлорида, полипропилена и полиэтилена.
Клеи для склеивания элементов конструкций. Клей как конструктивный материал для склеивания бетонных конструкций экономически целесообразно применять только в том случае, если он имеет связующую прочность не ниже прочности бетона соединяемых элементов, а модуль упругости в отвержденном состоянии и коэффициент расширения близки по значению к характеристикам склеиваемого бетона. Клеевые соединения должны быть долговечны, устойчивы к воздействию среды в процессе эксплуатации. Этим- требованиям соответствуют клеи на основе эпоксидных смол. В них, кроме смолы, входят отвердитель, пластификатор, наполнитель и модифицирующие добавки. Основным компонентом клеев в отечественном мостостроении служили эпоксидные смолы марок ЭД-5, ЭД-6 и ЭД-40. С 1973 г. налажен выпуск новых эпоксидных смол марок ЭД-22, ЭД-20, ЭД-16 и ЭД-14, имеющих некоторые технологические преимущества.
Полимеризация (отверждение) смолы происходит под воздействием отвердителя. В зависимости от вида отвердителя эпоксидные смолы могут быть отверждены при нормальной температуре или при нагревании. В мостостроении применяют отвердители холодного процесса полимеризации: гексаметилендиамин, полиэти-ленполиамин и триэтанолдиамин.
Технологические свойства клея регулируют изменением количества и вида отвердителя, пластификатора и наполнителя. Количество отвердителя обычно составляет 10—25% массы эпоксидной смолы. В качестве пластификаторов при склеивании используют дибутилфталат, полиэфиркрилат. Обычно их вводят в пределах 5—30% к массе эпоксидной смолы. При избытке пластификатора понижается прочность и увеличивается деформативность клеевого шва.
Наполнитель не влияет на процесс полимеризации смол и технологическую жизнеспособность клея и используется в основном для изменения коэффициента температурного расширения клея и уменьшения расхода эпоксидной смолы. В качестве наполнителей в мостостроении используют портландцемент, молотый кварцевый песок, андезитовую или диабазовую муку.
Необходимое условие высококачественного клеевого шва — хорошая подготовка стыкуемых поверхностей к склеиванию. Поверхность бетона должна быть чистой, сухой, прочной. Очистку поверхностей необходимо производить пескоструйными аппаратами или механическими щетками.
Жизнедеятельность клеев на эпоксидной смоле при t = 20÷25°С около 2-2,5 ч. При более низкой температуре жизнедеятельность клея увеличивается.
Имеются клеи, предназначенные для склеивания бетонных стыков при низких положительных и отрицательных температурах с использованием обогрева. Разработаны также клеи, которые используют для улучшения сцепления свежеуложенного бетона с ранее уложенным отвердевшим бетоном.