1. Какие виды искусственных сооружений возводят на автомобильных дорогах? Каковы их отличительные особенности?
2. Какое назначение имеют основные элементы мостового перехода?
3. Какое назначение имеют основные элементы моста?
4. Какими основными параметрами характеризуется мост?
5. Как классифицируют мосты?
6. Какие требования предъявляют к искусственным сооружениям?
7. Какие основные направления и перспективы развития мостостроения?
Мосты и другие искусственные сооружения обычно проектируются в составе автомобильной дороги. Отдельными объектами проектирования могут быть только мосты через большие реки.
Необходимость и очередность проектирования и строительства дорог и сооружений на них определяется схемами развития сетей автомобильных дорог, разрабатываемыми на перспективу 20 лет и уточняемыми через каждые 5 лет. В них обосновывается целесообразность и техническая возможность строительства новых или реконструкции существующих транспортных сооружений с учетом перспектив развития народного хозяйства и роста объемов перевозок грузов и пассажиров.
На основе этих схем в плановом порядке проектные организации разрабатывают технико-экономические обоснования (ТЭО) на строительство объектов со стоимостью более 30 млн. руб. или технико-экономические расчеты (ТЭР) на строительство объектов с меньшей стоимостью. В ТЭО и ТЭР уточняют очередность проектирования объектов на основе дополнительных экономических и инженерных изысканий.
При экономических изысканиях уточняют сведения о населении, промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, состоянии и взаимодействии различных видов транспорта, собирают сведения об объемах и направлении перевозки грузов и пассажиров различными видами транспорта, непосредственно учитывают интенсивность движения автомобильного транспорта. На этой основе определяют существующую и перспективную интенсивность движения автомобильного транспорта по рассматриваемому мостовому переходу.
Инженерные изыскания на стадии ТЭО и ТЭР проводят в минимальных объемах с использованием геологических карт, материалов изысканий прошлых лет и данных гидрометеослужбы, чтобы на их основе обосновать длину моста и предварительно назначить его основные параметры.
На основе данных . экономических и инженерных изысканий при разработке ТЭО или ТЭР решают следующие вопросы:
по перспективной интенсивности движения определяют число полос движения на проектируемой дороге, назначают габариты мостов и путепроводов;
на основании технико-экономического сравнения вариантов определяют оптимальный вариант трассы дороги с учетом положения мостового перехода и транспортных пересечений;
намечают замысел технического решения перехода: его план и продольный профиль, длину подходов и схему моста, тип конструкции пролетных строений, опор, фундаментов для моста, тип земляного полотна и дорожной одежды на подходах;
намечают замысел решения по организации строительства. Определяют объемы основных строительно-монтажных работ, потребность в материальных и трудовых ресурсах, выявляют источники получения и способы транспортировки необходимых конструкций и материалов, определяют потребности в строительстве жилья и развитии производственной базы подрядной строительной организации, выделяют очереди строительства и определяют сроки строительства;
намечают замысел решения по охране природной среды; определяют расчетную стоимость строительства на основе укрупненных сметных нормативов или по данным «аналогичных
объектов;
определяют экономическую эффективность объекта и сравнивают ее с нормативами и аналогами;
определяют долевое участие в строительстве заинтересованных министерств и ведомств;
дают общую оценку экономической целесообразности проектирования и строительства сооружения;
определяют стадийность разработки проектно-сметной документации и приводят данные для составления задания на проектирование.
ТЭО и ТЭР проходят экспертизу, в ходе которой проверяют оптимальность и прогрессивность принятых технических решений,
после их утверждают заказчики. На основании утвержденных ТЭО и ТЭР составляют титульные списки строек и формируют планы выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.
Дальнейший порядок проектирования определен СНиП 1.02.01-85.
Для технически несложных объектов проектируют в одну стадию — рабочий проект. По крупным и технически сложным объектам проектируют в две стадии — проект и рабочая документация.
Стадийность разработки проектно-сметной документации и очередность строительства устанавливает заказчик в задании на проектирование в соответствии с утвержденным ТЭО и ТЭР.
В проектах (рабочих проектах) на основании материалов инженерных изысканий и вариантных проработок уточняют и детализируют технические решения и основные технико-экономические показатели, принятые в ТЭО или ТЭР. При этом более подробно рассматривают варианты конструкций фундаментов и опор мостов, пролетных строений и способов их монтажа, оптимизируют схемы сооружений и конструктивные решения по трассе подходов, уточняют объемы работ и расчетную стоимость строительства, больше внимания уделяют оптимизации принятых на предыдущей стадии основных технических решений на основе более достоверных исходных данных и результатов инженерных расчетов.
Проект мостового перехода состоит из следующих разделов:
1. Общая пояснительная записка. В ней приводят исходные данные для проектирования, краткая характеристика проектируемого объекта и условий строительства, особенности природных условий, обоснование выбора местоположения объекта, его технико-экономические и транспортно-эксплуатационные показатели и их сравнение с нормами и аналогами, данные по экономической эффективности капитальных вложений, использованных в проекте достижений науки и техники.
2. Строительные решения. В ,этом разделе приводят обоснование принятых в проекте технических решений по фундаментам, опорам, пролетным строениям моста (путепровода), земляному полотну и дорожной одежде подходов, пересечениям и примыканиям, охране окружающей среды, подготовке территории строительства. В нем также приводятся чертежи основных конструктивных элементов сооружения: план и продольный профиль трассы, общие виды мостов, путепроводов и их отдельных конструктивных элементов индивидуального проектирования, схемы вариантов мостов и транспортных развязок.
3. Организация строительства. В этом разделе обосновывают принятые в проекте способы и методы работ по сооружению опор, пролетных строений и других элементов моста, определяют
потребность в конструкциях, материалах, машинах, механизмах, трудовых ресурсах, электро- и водоснабжении. Приводят схемы выполнения основных строительно-монтажных работ, календарный график строительства, обоснование сроков и продолжительности строительства.
4. Сметная документация, состоящая из сметных расчетов и проекта договорной цены.
5. Паспорт проекта. Содержит основные сведения о проектируемом объекте.
Рабочий проект на строительство мостового перехода, кроме перечисленных выше разделов, включает чертежи, по которым непосредственно строят объект. Рабочий проект разрабатывают с использованием типовых конструкций пролетных строений и спор.
С учетом современных тенденций в строительстве (индустриализации его, унификации и стандартизации конструкций) при разработке проекта моста необходимо максимально применять типовые конструкции. Для выбора наиболее рациональной конструкции сооружения выполняют вариантное проектирование и проводят технико-экономическое сравнение вариантов. На стадии вариантного проектирования обычно проводят ориентировочные расчеты для выбора и обоснования основных параметров сооружения. В настоящее время расчеты при вариантном проектировании мостов целесообразно производить с применением ЭВМ. В памяти ЭВМ необходимо иметь данные о ранее построенных различных мостах и использовать их для выбора основных параметров нового моста и его технико-экономического обоснования.
Для большинства малых и средних мостов применяют типовые конструкции пролетных строений и опор. Они разработаны для различной ширины проезжей части и содержатся в альбомах. Альбомы содержат чертежи конструкций и сведения по расходу на них материалов. Задача проектирования в этом случае сводится к выбору наиболее рациональной типовой конструкции, соответствующей конкретным местным условиям: рельефу местности, возможностям изготовления, транспортировки и монтажа.
Проектирование мостов с применением разработанных типовых конструкций представляется возможным проводить также с широким использованием ЭВМ, если в память ЭВМ заранее ввести сведения о типовых элементах и возможных условиях их применения. По заданной программе ЭВМ может рассматривать заданное множество различных решений моста и выдать на печать наиболее рациональные из них. Форма выдачи информации и объем дополнительной работы по выбору окончательного варианта во многом зависят от возможностей ЭВМ и качества программы.