Тавтологический характер законов логики - отправной пункт для спекуляций. Из тавтологии «Дождь идет или не идет» мы ничего не можем узнать о погоде. Тавтология «Неверно, что бог есть, и его нет» ничего не говорит о существовании бога. Тавтология не несет содержательной информации, не описывает реального положения вещей. Она совместима с любым положением. Немыслима ситуация сопоставлением с которой можно тавтологию опровергнуть. Эти особенности тавтологий истолкованы как несомненное доказательство отсутствия связи законов логики с действительностью.
Законы логики - априорные, известные до всякого опыта истины. Они не бессмысленны, но и не имеют содержательного смысла. Их невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть ссылкой на опыт. Мысль об информационной пустоте логических законов ошибочна, иначе они отличались бы от законов других наук описывающих действительность. В ее основе узкое истолкование опыта способного подтверждать научные утверждения и законы. Этот опыт сводится к фрагментарным, изолированным ситуациям или фактам. Они достаточны для проверки истинности элементарных описательных утверждений («Идет дождь», «Я иду быстро»). Но недостаточны для суждения об истинности абстрактных теоретических обобщений, опирающихся не на разрозненные факты, а на совокупный систематический опыт. Даже законы опытных наук биологии, физики нельзя обосновать ссылкой на факты и конкретику. Тем более это невозможно для самых абстрактных законов логики. Они должны черпать обоснование из опыта мыслительной Дея-тельности. За законами логики стоит опыт, в этом они сходны с научными законами. Но опыт не в форме изолированных, доступных наблюдению ситуаций, а весь опыт познания
Тавтологии обычного языка наполняются содержанием со стороны. Так же и с логическими тавтологиями. Изолированная от других тавтологий, оторванная от языка, истории познания, логическая тавтология создает впечатление отсутствия содержания.
Освещая методы мыслительной деятельности, логика выполняет пропедевтическую (методологическую) функцию. Логика исследует основные научные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
В логике анализ, синтез и др. методы - логические приемы образования понятий. Познавательная деятельность есть аналитическая, она предполагает разложение объектов на части. В мышлении эта процедура выявляет составные части, элементы. Мышление «делимо» на простейшие единицы мысли и на простейшие мыслительные действия, которыми и являются анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
Анализ- мысленный прием, метод расчленения предмета мысли на части (предметом мысли может быть все, в том числе мысль). Аналог - арифметическое деление.
Синтез - мысленное соединение разрозненных в анализе частей в единое целое.