1. Что такое умозаключение, какова его общая структура?
2.Какие основные виды умозаключений существуют и в чём принципиальная разница между ними?
3. Какие умозаключения называются дедуктивными? Какие виды дедуктивных умозаключений существуют?
4. Что называется простым категорическим силлогизмом? Какова его структура?
5. Каковы общие правила простого категорического силлогизма?
6. Какова структура и правильные модусы условно-категорического силлогизма?
7. Какова структура разделительно-категорического силлогизма и его модусы? Приведите необходимые условия правильности каждого модуса.
8. Какие умозаключения называются лемматическими? На какие виды делится лемма?
9. Что такое энтимема? Приведите примеры энтимем с различными пропущенными частями.
10. В чём состоит логическое и практическое основание индукции?
11. Поясните деление индукции на полную и неполную. Какие виды неполной индукции существуют?
12. В чём суть ошибок "мнимое следование" и "поспешное обобщение"?
13. Что называется причинной связью, каковы её свойства и методы установления?
14. Как производится умозаключение по аналогии, на какие виды и по каким основаниям делится аналогия?
15.Какие существуют виды аналогии по степени достоверности вывода? Как повысить вероятность аналогии?
Вопрос- это форма мысли, посредством которой уточняется или дополняется исходное знание об объекте познавательного интереса.
Другими словами, вопрос – это требование отыскать ответ, представляющий собой истинное суждение. Сам вопрос не выражает суждения в силу того, что содержит ожидание подтверждения или отрицания и не содержит ни истины, ни лжи.
Правильно поставленный вопрос должен быть осмысленным, для этого он должен включать два элемента: 1) то, что известно (предпосылка вопроса); 2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса. С осмысленностью вопроса необходимо связаны его разрешимость и неаналитичность.
1. Вопрос может выражать требование найти все истинные ответы или только один из многих или несколько ответов. В зависимости от этого вопросы по форме бывают сильные и слабые.
Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу. Слабыйвопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу. Вопросы, которые имеют единственный ответ, называются всегда сильными вопросами.
2. По познавательной функции вопросы подразделяются на:
а) уточняющие ("ли–вопросы"),направленные на выявление истинности выраженных в них суждений-предпосылок;
б)восполняющие ("что–вопросы"),направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений.
3. По составу вопросы делятся на:
а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы;
б) сложные– включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные, условные и смешанные.
4. Различают вопросы по отношению к обсуждаемой теме:
а)релевантные вопросы–вопросы по существу, они имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой;
б) нерелевантные вопросы – вопросы не по существу темы имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.
5. В зависимости от логического качества, вопросы делятся на:
б) некорректные – аналитичные или с ложной предпосылкой или неразрешимые или неопределенные (неточные, неясно сформулированные).
Если вопрос намеренно формулируется не корректно, то он называется провокационным или улавливающим.
Риторический вопрос не является вопросом в собственном смысле, является суждением, высказанным с использованием фигуры речи в форме вопроса.
Любой вопрос требует ответа (кроме риторического). Вместе с вопросом ответ формирует поле общения и является необходимой частью познавательного процесса.
Ответ - новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом.