В современной специальной и справочной литературе для обозначения печатного средства обучения применяют понятия «учебник», «учебное пособие».
Отличия учебника от учебного пособия. Согласно формулировке В.И. Смирнова, вузовский учебник определяется как «совокупность систематизированных знаний, отражающих содержание научной дисциплины или сферы профессиональной деятельности и аппарата организации усвоения этих знаний; важнейший источник учебно-научной информации, основное дидактическое средство, представляющее собой модель учебной и определенной области будущей профессиональной деятельности студента». Основной задачей учебника является обучение пониманию иерархии приобретенных знаний, а также самостоятельному проведению их анализа с целью получения новых решений. Учебник характеризуется как важнейший источник знаний и основное средство обучения. В нем содержатся систематизированное изложение дисциплины, базовые знания, соответствующие учебной программе. Учебное пособие может охватывать лишь один или несколько разделов учебной программы. В отличие от учебника оно может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и спорные вопросы, которые демонстрируют разные точки зрения. В целом учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний.
В дополнение к учебнику могут выпускаться курсы лекций, конспекты лекций. Как правило, эти издания развивают содержание учебника или выпускаются по новой дисциплине, когда еще нет учебника.
Учебник, учебное пособие, курс лекций, конспект лекций являются обучающими изданиями. Наряду с обучающими в образовательной практике широко используются вспомогательные издания: практикумы, хрестоматии, сборники задач и упражнений.
Практикум – издание, целью которого являются формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. В практикумах содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса.
Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Каждый текст, включенный в хрестоматию, сопровождается библиографическим описанием источника, из которого он взят.
Все рассмотренные учебные издания являются важным средством самообразовательной деятельности.