Выполнение проекта на планшетах. Компоновка на планшетах.
Плоскостной проект может быть выполнен на одном или нескольких планшетах 2 способами:
а) ручной графикой. В этом случае проект выполняется на бумаге, натянутой на планшет для того, чтобы бумага после работы на ней водяными красками (акварелью, гуашью, темперой) не деформировалась, а сохраняла гладкую поверхность;
б) компьютерной графикой. Проект выполняется на компьютере в специальных программах. Далее изображение распечатывается на бумаге или самоклеющейся (матовой) пленке. Изображение, распечатанное на бумаге, наклеивается с помощью клея на картон. Лучше для этого подойдет клей Момент - Кристалл, резиновый клей, клей-карандаш. Клей ПВА для таких случаев не пригоден, т.к. после высыхания бумага приобретает неровную поверхность. Клей Момент – Кристалл имеет тоже недостаток: если бумага не очень плотная, то он может просачиваться и разъедать краску. А резиновый клей имеет плохое сцепление с бумагой. В любом случае, перед применением клея следует попробовать его на небольшом участке, а то в противном случае можно испортить весь проект.
При выполнении проекта на планшетах, после того как в эскизах все уже решено, необходимо хорошо закомпоновать материал, т.е расположить графическую и текстовую часть проекта на плоскости, соблюдая масштабность, соразмерность изображаемого с плоскостью планшета. На одном листе изображается обычно несколько по-разному взаимно расположенных проекций, вычерченных или иллюминованных. К проекциям добавляются заголовок и другая шрифтовая информация, которые занимают определенное место на листе, а их величина, компоновка и начертание должны хорошо читаться.
Совокупность чертежей должна раскрыть содержание проекта, а не только изображать его внешнюю форму. Основные проекции могут быть выполнены в линиях, а также могут передавать цвет и фактуру. Сопоставление линейного и иллюминованного чертежей помогает зрительно определить главные, ключевые аспекты проекта. Чертежи должны располагаться в логической последовательности, их компоновка на листе - помогать ориентации. Само их выполнение - давать исчерпывающее представление о форме (внешней, внутренней) предмета проектирования.
Поиски общей композиции (особенно когда планшетов несколько) следует начинать с маленького эскиза. То, что должно быть иллюминовано, и то, что остается в линиях, соответственно переносится на этот эскиз, выполняемый в одну пятую или десятую размера будущего чертежа. Эскиз рекомендуется выполнять в той же технике, что и окончательный проект, и пользоваться тем же материалом (тушью, акварелью или темперой в сочетании с графитным карандашом) и тем же способом наложения краски. В противном случае, при переходе от одного материала к другому, легко потерять найденные в эскизе соотношения. А также при печати проекта на различных аппаратах возможно несовпадение цветовой палитры. Поэтому распечатывать эскиз проекта следует на том же устройстве, где планируется распечатка окончательного варианта.
При ручном способе выполнения проекта практикуется следующий метод компоновки: изготовляют выкройки всех проекций предмета, а затем компонуют их, перемещая по плоскости листа.
Основой композиционной завершенности является зрительное равновесие.Оно может быть основано на симметрии только в том случае, когда на листе одна, притом симметричная проекция (или несколько - одна под другой). Обычно же на листе несколько, причем несимметричных проекций, поэтому задача состоит в достижении зрительного равновесия всех компонентов чертежа. О закономерностях зрительной массы и центре тяжести речь шла в первой главе.
Для восприятия небезразличны правая и левая стороны композиции. Человек прочитывает изображение (по аналогии с буквенным текстом) начиная с левой стороны и останавливает свое внимание на правой.
Любое изображение соотносится с плоскостью листа и поэтому окружающее его поле или фон могут быть просторными или сжатыми, вызывая у зрителя ощущение известного напряжения или, напротив, разряженности. Поэтому абрис изображения должен находиться в соответствии с пропорциями листа, а соотношение между свободным полем бумаги и самим изображением исходить из образной характеристики предмета. Затесненность или свобода расположения материала влияют на восприятие. Так при изображении длинного низкого объекта, требующего акцентирования этих качеств, необходимо узкое протяженное поля. Этого можно достичь специальным форматом подрамника или компоновкой на листе еще одной проекции, а также текста вдоль длинной стороны. Другой пример: спроектированный объект по разным причинам получился тяжелым и приземистым. Тесно скомпоновав его изображение на листе, мы усугубляем этот композиционный недостаток: в тесном пространстве он будет казаться еще более массивным, тогда как большее пространство фона зрительно «съедало» бы его объем.
Когда на листе нужно изобразить предмет с характерным, важным для композиции силуэтом, развивающимся по верху, в то время как низ предмета несложен, все изображение выгодно опустить, увеличив таким образом фон в верхней части проекта и соответственно уменьшив внизу.
Еще одна закономерность: когда на листе скомпоновано несколько проекции и одна из них, наиболее важная, должна в первую очередь привлечь внимание зрителя, то ее следует окружать большим по величине полем.Композиция листа имеет свои особенности, когда в объекте присутствуют элементы динамики. Чаще всего это имеет место при работе над движущимися объектами, в основном средствами транспорта. На стороне, куда направлено движение, всегда необходимо оставлять значительное место.
К окончательному проекту предъявляется целый ряд эстетических требований: высокий графический уровень, колористическое совершенство, целостность всех его разнородных составляющих элементов (ортогональных проекций, перспективы, разрезов, шрифта). Эта задача усложняется при развернутом проекте, исполненном на нескольких листах.
Декоративно-орнаментальная сторона графики и организация фона должны быть органически связанны с объектом проектирования и направлены на достижения образности всего листа.
Для того чтобы информативность чертежа была значительнее, а поле насыщеннее, пользуются наложением одного или нескольких изображений друг на друга. Так, например, чертежи могут заходить на перспективные изображения.