Варианты проектных решений. Классификация проектов. Графическая и текстовая часть проекта
Варианты проектных решений выбираются в зависимости от специфики проектируемого объекта и от назначения проекта (демонстрации, утверждение).
Проект может быть оформлен и представлен в различных вариантах:
а) в зависимости от пространственной характеристики проекта
- плоскостной вариант (на листах стандартных форматов, на планшетах)
- объемный вариант (макет)
- объемно-плоскостной (планшет с элементами макетирования)
б) в зависимости от носителя информации
- непосредственный вариант – может восприниматься на прямую, без применения специальных средств техники. К нему относятся всевозможные проекты на листах или планшетах, макеты.
-опосредствованный вариант - обусловлен применением специальных средств техники (электронных носителей, компьютеров, проекторов). В данном случае материал предоставляется в виде электронных презентаций, видео роликов.
Вне зависимости от варианта подачи проектного решения, проект обычно содержит графическую и текстовую часть. Графическая часть служит для визуализации проекта, а текстовая для описания.
Графическая частьсостоит из чертежей, схем, разрезов, сечений, наглядных изображений. Все чертеживыполняются в определенном масштабе, хотя на одном и том же листе могут соседствовать проекции в разных масштабах. Существует общепринятая шкала масштабов: 1 : 1, 1 : 2, 1 : 5, 1 : 10, 1 : 20, 1 : 50, 1 : 100, 1 : 200, 1 : 500, 1 : 1000. Другие масштабы (1 : 4 или 1 : 15) применяются в порядке исключения. Разрезы и сечения передают информацию о внутреннем строении предмета. Аксонометрические и перспективные изображения более наглядно, по сравнению с чертежами, передают информацию о внешнем виде предмета, объекта. Для ручного способа подачи проекта существует много вариантов построения линейной перспективы, но чаще всего проектировщики пользуются так называемым«методом архитектора». Изображая предмет в плане, проектировщик выбирает точку стояния зрителя относительно него, ставит «картинную плоскость» и определяет границы своей картины.
Текстовая часть -содержит сведения о особенностях данного изделия. Текстовая часть на планшете должна содержать информацию о наименовании проекта, руководители, авторе, организации. Также в текстовую часть планшетов входит краткая пояснительная записка. Ее содержание зависит от объекта и задач проектирования. На учебных планшетах чаще всего в ней раскрывается тема проекта, описывается образно - пластическое решение. Кроме этого, в текстовую часть вводят экспликацию материалов, помещений.
Текст несет не только информационную роль, но и эстетическую. По своей роли и назначению он четко разделяется. Относительно крупными буквами наносится основной заголовок. Обычно его располагают в верхней части листа. Шрифт должен быть ясным и легко читаемым, а также обладать необходимыми эстетическими достоинствами. Непременным требованием следует считать стилистическое единство всего листа.
Существует несколько видов чертежа-проекта: линейный, линейно-тональный, светотеневой (или тональный), полихромный.
Выбор любого из них зависит от особенностей объекта проектирования, самого проектного замысла и индивидуальной графической манеры автора.
Линейный проект - внешне самый простой и наименее эффектный. Но он имеет и свои преимущества. Кроме меньшей трудоемкости, он отличается лаконизмом, обобщенностью, отсутствием каких бы то ни было отвлекающих от сути дела эффектов. Вместе с тем он может обладать достаточной информативностью. Не следует думать, что линейный чертеж полностью лишен эстетических качеств. Можно очень тонко варьировать толщину линий, от тонких до толстых, и добиваться их красивых сочетаний. С помощью линий можно нанести и легкую тоновую раскладку, когда штриховка создает ощущение плоскости.
Линейно-тональный проект - сочетает линейное изображение с включением тона. Линейно-тональный чертеж относительно условен, но и в этой условности может быть заложена информация, которая может помочь раскрыть суть проекта, передать внутренний смысл композиции. Линейно-тональный чертеж часто применяется при работе над объектом, включающим пространственную среду. Например, при проектировании малых архитектурных форм, окружающий ландшафт может проходить фоном быть решен линейно, а сам объект иллюминуется , т.е. «подсвечивается»тоном, цветом. Аналогичная ситуация может возникнуть при проектировании объекта для интерьера, например светильника. Содержание работы отражается здесь подобным же образом на графическом приеме: план комнаты (или развертка) обозначается в линиях, тогда как сам светильник иллюминуется.
Светотеневой, или тональный, проект - монохромное изображение, передающее объем проектируемого предмета с помощью тона штриховкой пером, черной тушью или акварелью, темперой. Самым удобным материалом для этой цели можно считать тушь и акварель. Они позволяют, набирая силу тона, делать многократные наслоения и не теряет при этом прозрачность. Тушь и акварель можно смывать и продолжать работу снова, не боясь жухлости.
Существует два принципиально различных подхода к моделированию формы. Способ моделирования формы по установившемуся общепринятому методу с помощью построения теней - самый распространенный. Он основан на использовании так называемой теории теней. Исходное условие состоит в том, что собственные и падающие тени от идущих в определенном направлении световых лучей создают иллюзорную передачу формы предметов и взаиморасположения их в пространстве. Очень важно, что по глубине падающей тени можно определить расстояние между плоскостями.
Другой способ передачи объема предполагает только рассеянный свет. Условное подчеркивание плоскостей по углам и граням и соответственно усиленные рефлексы не создают иллюзию некоторой формы в пространстве, а скорее информируют об объективном ее существовании.
В проектной практике используются оба этих метода. Способ, основанный на теории теней, однако, имеет определенное преимущество в процессе обучения, так как с большей достоверностью передает информацию о внешней форме предмета, а значит, создается больше возможностей для оценки ее достоинств и недостатков. Иногда монохромный чертеж (его часто называют отмывкой) дополняется тушевкой. В ряде случаев это дает заметный эффект, особенно если пользоваться не графитным карандашом, дающим блестящую поверхность, а угольным.
Тональный чертеж в художественном конструировании применяется значительно реже, чем в архитектурном. Значение цвета и фактуры для изображения отдельного предмета несравненно важнее, чем для архитектурного объема, характерного обычно сложным пространственным строением при относительно ограниченных вариантах отделки поверхностей.
Полихромный проект следует считать основной формой подачи художественноконструкторского проекта. В отличие от архитектурных, дизайнерские чертежи часто делаются полихромным для того, чтобы передать реальный цвет предмета (или соотношение цветов, если их несколько), его фактуру и материал.
В полихромном проекте применяются различные технические приемы: лессировочной покраски (наложения прозрачных слоев), корпусной покраски гуашью или темперой, напыление аэрографом, полиграфическая печать.
Лессировочная техника. Ее рекомендуется применять начальной стадии обучения, так как она позволяет многократно прорабатывать поверхность листа. Это дает возможность находить правильные светотеневые отношения и моделировать объемы даже при недостатке опыта и технических навыков. Лессировочную покраску можно исправлять, смывать сделанное и возвращаться к нему без ощутимого ущерба для конечного результата. При лессировочной по краске легче моделировать небольшие детали и при этом не сбиться с чертежа.
Корпусная покраска обладает диаметрально противоположными качествами. Для нее характерна укрывистая, ровно положенная красочная поверхность, вызывающая ощущение плотности и материальности. При крупных масштабах, близких к натуральной величине, такая поверхность сравнительно точно информирует о цвете и фактуре предмета, незначительно отличаясь от предполагаемого цвета «в натуре». Для многих тем работа корпусными материалами является единственно рациональной. К ним относятся игрушки, требующие передачи цвета «в упор»,упаковка, некоторые виды визуальной информации и многое другое.
Аэрография - техника, предполагающая использование в качестве основного инструмента аэрографа. Аэрограф – это инструмент для распылителем краски. Он даёт возможности легко и быстро создавать прозрачные слои краски или делать переходы, что в любой другой технике более проблематично. Аэрограф можно использовать в сочетании с трафаретами, которые позволяют чётко ограничивать зоны напыления краски. Другой способ, когда трафареты не используются, называют "freehand" (свободная рука). В этом случае художник добивается чёткости и тонких линий приближая аэрограф к окрашиваемой поверхности. Это требует хороших навыков. Рисунки, сделанные с помощью трафаретов более чёткие, а созданные "свободной рукой" более естественные.
Полиграфия- область техники, позволяющая с помощью технических средств выполнять тиражирование текстовых и графических материалов. Также употребляется термин «печать», «печатание». Применение компьютерных программ в дизайне предоставляет проектировщику много преимуществ.
Эти техники могут применяются одновременно на одном листе для передачи различных материалов или фактур (металла и дерева, пластмассы и стекла).
Комбинированный проектвключает два или более выше перечисленных видов проектов. Он наиболее часто используется.