Принцип налогообложения за пользование окружающей средой. Этот принцип восходит к работам английского экономиста Пигу, который предложил увеличивать налоги на производство товаров, причиняющих ущерб окружающей среде. Эти налоги отличаются от остальных тем, что идут не в бюджет, а целенаправленно на мероприятия по охране окружающей среды. Они не являются платой за право пользования, а служат средством ограничения использования благ окружающей среды. Даже когда виновник платит налог в соответствии с нанесенным ущербом, эти налоги в конечном счете направлены на предотвращение действий, наносящих вред окружающей среде, т.е. являются регулирующими.
Примером такого налога может быть налог на сброс сточных вод в Германии. Величина налога меняется в зависимости от нанесенного ущерба или снижается при выполнении определенных условий, или он не взимается, если сточные воды удовлетворяют оговоренным в законе требованиям.
Другая форма налога - финансирующая, когда взимаемые суммы аккумулируются в экологических фондах для финансирования природоохранных мероприятий. В этом случае величина налога постоянна. Примером может служить лесной налог в швейцарском кантоне Ури (Окружающая среда, 1993).
Принцип платности ресурсов - один из важнейших принципов снижения антропогенного давления на окружающую среду и сокращения массы отходов.
Важным в обеспечении локальной экологической безопасности является принцип учета уровня развития техники. Это юридическое понятие используется в природоохранном праве для установления пределов законодательных требований относительно ограничения выбросов вредных веществ. Уровень развития техники - это прогрессивные технологии, оборудование и способы производства, которые прошли опытные испытания и на практике обеспечивают значительное сокращение выбросов вредных веществ.
Принцип ответственности природопользователя обязателен для обеспечения локальной экологической безопасности. Он относится к предотвращению ущерба, его устранению и компенсации за него. Ответственность природопользователя должна быть отражена в гражданском и уголовном праве.
Ответственность предполагает в качестве необходимого принцип экологического страхования - страхование ответственности предприятий, источников экологической опасности и ответственности собственников ранее загрязненных объектов.
Другая сторона ответственности включает принцип экологического аудита - независимой вневедомственной (обязательной или инициирующей) работы по анализу выполнения экологических требований, определенных правовыми документами и стандартами, и представление необходимых рекомендаций.
Без использования принципа научной обоснованности невозможно обеспечение локальной экологической безопасности. Мониторинг, ОВОС, нормирование и т.д. должны опираться на серьезные научные разработки.
Основополагающим принципом в обеспечении локальной экологической безопасности является также экологическое образование, экологическое воспитание и пропаганда экологической этики.
Изложенные принципы обеспечения локальной экологической безопасности будут способствовать определению проблем региональной экологической безопасности во всех случаях, но не все они будут обеспечивать решение проблем глобальной экологической безопасности, так как в первую очередь они направлены на обеспечение экологии человека, сохранение его здоровья.
Принципы обеспечения локальной экологической безопасности
Запреты и ограничения.
Предупредительные действия.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Экологическая экспертиза.
Декларирование возможных экологических последствий.
Экологическое нормирование.
Регистрация потенциально опасных объектов.
Согласование любой хозяйственной деятельности.
Доступность экологической информации.
Участие граждан, групп и неправительственных организаций.
Создание особо охраняемых территорий.
Загрязняющий платит.
Налоги за пользование окружающей средой.
Платность природных ресурсов.
Ответственность природопользователя.
Экологическое страхование.
Экологический аудит.
Научная обоснованность.
Экологическое образование, экологическое воспитание и пропаганда экологической этики.
1. Понятие, общая характеристика основных принципов;
2. Характеристика основных принципов международного права.
В международном праве есть императивные нормы, от которых государство и иные субъекты МП ни в коем случае не должны отступать. На латыни эти принципы называются «jus cogans» - обязательный принцип.
Основные принципы сложились в 20ом веке и складываются другие.
Эти принципы имеют обратную силу, являются самыми главными в МП, любая другая норма, не соответствующая или противоречащая норме – с самого начала является недействующей.
В настоящее время насчитывается 10 основных принципов МП:
1. Уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств;
2. Неприменение силы и угрозы силой
3. Территориальная целостность государств; 4. Нерушимость государственных границ; 5. Мирное урегулирование международных споров
6. Невмешательство во внутренние дела государств;
7. Равноправие народов и право распоряжаться своей судьбой
8. Уважение прав и основных свобод человека;
9. Сотрудничество между государствами и иным и субъектами;
10. Добросовестное выполнение международных обязательств.
В стадии формирования два принципа:
1. Принцип охраны окружающей природной среды; 2. Ограничения вооружений
Принципы закреплены в уставе ООН 1945 года, а также в заключительном акте по совещанию по сотрудничеству и безопасности в Европе 1975 года и во множестве других международных документов.
Толковать надо как единое целое, во взаимосвязи, что позволяет строить единое отношение во благо.
Три группы принципов:
1) Направленные на обеспечение международного мира и безопасности (1 2, 3, 4, 5)
2) Направленные на обеспечение сотрудничества между государствами (9, 1, 6, 10)
3) Принципы, направленные на обеспечение прав и свобод человека, нации, народов (7 и др)
Особенности принципов:
1. Уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, равноправие государств
Суверенитет включает верховенство государственной власти на территории, единство государственной власти, независимость при проведении внутренней и внешней политики.
Ограничить суверенитет можно только на уровне международного права..
Если государство подверглось нападению, то оно может попросить поддержки у союзников (к примеру, по ОДКБ).
2. В 1974 году в рамках ООН был принят документ под названием «Определение агрессии» (преамбула, 12 статей).
Агрессией является применение (первым) вооруженных сил государством(-амии) против территориальной целостности суверенитета и политической независимости другого государства (государств) вопреки уставу ООН.
Совет Безопасности – ему разрешено определять, существует лои агрессия в мире и какие меры предпринять, чтобы подавить агрессора подготовка, оснащение, вооружение, финансирование террористических групп, направленных в другое государство с целью совершения терактов.
Агрессия: захват территории, аннексия территории (отторжение), блокада наземных дорог и портов и другие.
3. Территориальная целостность государств и 4. Нерушимость государственных границ
Ни одно из государств не должно предпринимать такие действия, которые были бы направлены на расчленение государства.
5. Конвенция о «мирном разрешении международных споров» (ст.2, ч) Территориальная целостность государств) – все споры должны разрешаться мирным путем; в ст.33 в уставе ООН – способы мирного урегулирования споров (первичные переговоры, посредничество и .д.)
6. Невмешательство во внутренние дела государств (1999 год, вторжение НАТО в Югославию)
7. Равноправие народов и право распоряжаться своей судьбой
8. Уважение прав и основных свобод человека
Всеобщая декларация прав человека 1848 года, принят 10 декабря, на генеральной сессии ООН; МП от 1966 «Об экономически…»; МП «О гражданских и политических правах»+факультативных протокола.
9. Принцип сотрудничества
10. Добросовестное выполнение международных обязательств («договоры должны соблюдаться»)