русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

История развития семейного права.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 1642; Нарушение авторских прав


Понятие и принципы СП. История.

Лекция

Вопросы

Политика государства в области семейного права.Понятие семьи.

Основные начала семейного законодательства.

Право и дееспособность в семейном праве

Источники Семейного права

 

 

Современная семья — продукт длительного исторического развития брачно-семейных отношений. В юридической литерату­ре под семьей принято понимать основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой личными и иму­щественными правами и обязанностями, моральной и матери­альной общностью, взаимной поддержкой, воспитанием детей, ведением общего хозяйства. Исходя из ее функций семья является ни с чем не сравнимым общественным организмом, удовлетво­ряющим целый комплекс насущных человеческих потребностей (в рождении и воспитании детей, духовном общении, взаимной моральной и материальной поддержке членов семьи и т. п.).

Семья в РФ является объектом государ­ственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении каче­ства жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет со­бой целостную систему принципов, оценок и мер организацион­ного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на
улучшение условий и повышение уровня жизни семьи.

Основные направления государственной семейной политики включают: а) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семь­ям; б) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; в) кардинальное улучшение охраны здо­ровья семьи; г) усиление помощи семье в воспитании детей.



В РФ основными принципами государствен­ной семейной политики провозглашены: а) самостоятельность и ав­тономность семьи в принятии решений относительно своего раз­вития; б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; в) приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации и трудовой сфере и в общественной деятельности; д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) при­нятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанной с вынужденной миграци­ей, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; з) осуществле­ние дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государствен­ной семейной политики.

Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных госу­дарственных мер по укреплению и поддержке семьи.

Одной из основных стратегических задач социальной поли­тики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повы­шение качества жизни семей. В этой связи Концепцией демогра­фического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-р (СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873), пре­дусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение адрес­ной социальной защиты семьи и создание предпосылок для повы­шения рождаемости. Семейному законодательству отводится важное место в обес­печении прав и интересов членов семьи. Оно исходит из необхо­димости: а) укрепления семьи; б) построения семейных отно­шений на чувствах взаимной любви, уважения и взаимопомощи; в) ответственности перед семьей всех ее членов; г) недопустимо­сти произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; д) обеспечения беспрепятственного осуществления семейных прав; е) возможности судебной защиты семейных прав.

Основные начала (принципы) семейного законодательства.

Под основными началами (принципами) семейного законодательства понимаются руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли законодательства и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. Без учета основных начал (принципов) семейного законодательства невозможно правильно толковать и применять его нормы.

Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины означает право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, — обязательное условие заключения брака. Для заключения брака не требуется согласия или разрешения со стороны иных лиц (ст. 12 СК). Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака (свободу развода) как по желанию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них (ст. 16—23 СК). Суд не вправе отказать в расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на это, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными, а другой супруг настаивает на расторжении брака (ст. 22 СК).

Принцип равенства прав супругов в семье основан на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав мужчины и женщины и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи (вопросы материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджет семьи и т. д.) (ст. 31, 32, 39, 61 СК).

Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеназванным принципом равенстваправ супругов в семье и тесно связан с ним. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение супругами брачного договора, устанавливающего договорный режим их имущества, или соглашения об уплате алиментов на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга; порядок несения каждым из супругов семейных расходов; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.).

Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка, рассматривающей его как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите. Российская Федерация как участник Конвенции о правах ребенка приняла на себя обязательства привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции и обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. В СК закреплен целый комплекс прав несовершеннолетних детей (личные неимущественные и имущественные права — ст. 54—60 СК), а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, образованию и содержанию детей (ст. 61—68, 80 СК). Особое значение имеет право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (ст. 54 СК). Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому Инком, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет их семейному воспита­нию (усыновление, опека и попечительство, приемная семья — ст. 123 СК).

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Причем такая помощь как с нравственной, так и с правовой позиции должна оказываться прежде всего нетрудоспособным членам семьи, лишенным по объективным причинам возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования. СК в связи с этим не только предус­матривает приоритетную защиту именно нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I, II и III группы, лица пенсионного возраста), но и содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89, 90, 93— 98 СК). Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК), аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК) и т. д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают (перечень таких членов семьи дан в СК), то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.

Право и дееспособность в семейном праве

Субъекты семейных правоотношений (т. е. семейных отношений, урегулированных нормами семейного права) наделяются законом семейной правоспособностью и семейной дееспособностью. В СК нет понятий семейной правоспособности и дееспособности. Определение этих категорий разработано в теории семейного права, где отмечается как близость семейной правоспособности и дееспособности с правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве, так и их определенное своеобразие.

Семейная правоспособность — это юридическая возможность (способность) гражданина иметь семейные права и обязанности (право на вступление в брак; право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним и др.). Семейная правоспособность, как и гражданская, возникает с момента рождения гражданина, но ее содержание зависит от его возраста. Семейная дееспособность — это юридическая способность (воз­можность) гражданина самостоятельно (своими собственными действиями) приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их. Полная дееспособность граждан всемейном праве возникает, как и в гражданском, с восемнадцати лет. Не обладают семейной дееспособностью лица, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства. Несовершеннолетние обладают семейной дееспособностью не в полном объеме, т. е. являются частично дееспособными. Однако в семейном праве для участия в семейных правоотношениях не обязательно обладать полной дееспособностью. Например, частичная дееспособность несовершеннолетнего ребенка не препятствует возникновению правоотношения между ним и его родителями (правоотношения по воспитанию, образованию и содержанию ребенка).

 

Источники семейного права

 

Согласно ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Все законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15 Конституции РФ).

В законодательстве субъектов РФ подтвержден установленный Конституцией РФ и СК принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении с Российской Федерацией (например: Устава Ярос­лавской области; Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского ав­тономного округа; Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автоном­ных округов РФ). В некоторых субъектах РФ предусматривается осуществление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства (например: Устава Нижегородской области).

«Сердцевиной» всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г.

Как известно, в послереволюционной России было три брачно-семейных кодекса (1918, 1926 и 1969 гг.). Ныне действующий СК — четвертый в порядковом ряду основополагающих законов в области регулирования брачно-семейных отношений — включает в себя 171 статью и состоит из 8 разделов.

В состав семейного законодательства входят и принимаемые в соответствии с СК другие федеральные законы. Например, в развитие установленных в разд. VI «Формы воспитания
детей, оставшихся без попечения родителей» СК норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этим законом оп­ределены принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до двадцати трех лет. Разработан и принят прямо названный в ст. 122 СК Феде­ральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Отдельные нормы семейного права содержатся и в ряде других федеральных законов (Феде­ральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные зако­ны, но также и законы субъектов РФ. Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст.3 могут регулиро­ваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные
отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); присвоение фамилии и отчества ребенку
(п. 2, 3 ст. 58 СК); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родите­лей (п. 1 ст. 123 СК); установление порядка и размера выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребен­ка (п. 5 ст. 150 СК); установление размера оплаты труда прием­ных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).

Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это согласуется с принципом единства се­мейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных се­мье федеральным законодательством минимальных соци­альных гарантий и льгот (п. 13 Основных направлений государ­ственной семейной политики). Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не долж­ны противоречить как СК, так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подле­жит СК или федеральный закон (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. № 8).

К источникам семейного права относятся и иные нор­мативные правовые акты, регулирующие семейные отноше­ния, включая, в первую очередь, указы Президента РФ. Как правило, указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отноше­ний носят нормативный характер, т. е. содержат общие прави­ла, рассчитанные на многократное применение. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосу­дарственного уровня, имеющие комплексный характер (на­пример, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты на основа­нии и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов РФ это возможно лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Прези­дента РФ.

Так, в соответствии с СК к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82); определение порядка пе­редачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст. 125); установление по представлению Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ порядка деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядка контроля за ее осуществлением (п. 2 ст. 1261); установление пе­речня заболеваний, при наличии которых лицо не может усы­новить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127); утверждение положения о приемной семье (ст. 151); определение порядка выплаты и размера денежных средств на содержания ребенка в приемной семье (ст. 155); определение порядка постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (ст. 165).

Нормативные акты федераль­ных органов исполнительной власти. Такие акты издава­лись как до, так и после принятия СК. Так, например, во ис­полнение постановления Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии ко­торых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» (СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304) был издан приказ Министерства здравоохране­ния РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» (БНА РФ. 1996. № 8), которым утверждены Положение о медицинском освидетельствовании граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, и Фор­ма медицинского заключения по результатам освидетельствова­ния гражданина (гражданки), желающего(ей) усыновить, при­нять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выдаваемого государственным учреждением здраво­охранения. На основании Правил передачи детей на усыновле­ние (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Рос­сийской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 (СЗ РФ. 2000. № 15. Ст. 1590), приказом Министра образования РФ от 20 июля 2001 г. № 2750 (РГ. 2001. 12 септ.) утверждены типовые формы документов по учету кан­дидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществ­лению контроля за условиями жизни и воспитания усыновлен­ных детей в семьях.

Представляется, что ведомственные нормативные акты, за­трагивающие отношения, регулируемые семейным законода­тельством, могут издаваться только на основании, по поруче­нию и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства РФ по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение будет противоречить требова­ниям СК.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобща­ется практика по делам, вытекающим из брачно-семейных от­ношений, не являются источниками семейного права. Однако
они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. К ним прежде всего относятся ру­ководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ послед­
него времени, данные уже после принятия CK, в постановлени­ях Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рас­смотрении дел об установлении отцовства и о взыскании али­ментов» (БВС РФ. 1997. № 1), от 4 июля 1997 г. № 9 «О приме­нении судами законодательства при рассмотрении дел об уста­новлении усыновления» (БВС РФ. 1997. № 9), от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении
споров, связанных с воспитанием детей» (БВС РФ. 1998. № 7) и от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (БВС РФ. 1999. № 1).

Кроме того, следует также иметь в виду, что до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ (За­кон РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» // Ведомости РСФСР. 1990. № 21. Ст. 237; постановление Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. № 8 «О применении судами Российской Федерации постанов­лений Пленума Верховного Суда Союза ССР» (в ред. постанов­ления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11).

Гражданское законодательство может применяться как к имущественным, так и к личным неиму­щественным отношениям между членами семьи, а в ряде случа­ем между другими родственниками и иными лицами при усло­вии, что они не урегулированы соответствующими нормами се­мейного законодательства и имеются необходимые нормы гражданского законодательства. Однако в любом случае приме­нение норм гражданского законодательства не должно противо­речить существу семейных отношений, обладающих определен­ной спецификой. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосред­ственно предусмотренных СК. В ряде статей СК указаны конк­ретные нормы ГК, которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. Так, СК прямо обязывает использовать следующие нормы гражданского законодательства: ст. 198—200 и 202—205 ГК — при применении норм, устанавливающих исковую давность (ст. 9 СК); ст. 257, 258 ГК — при определении прав супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фер­мерского) хозяйства (п. 2 ст. 33 СК); ст. 451—453 ГК — при предъявлении кредитором супруга-должника требования об изменении условий или расторжении заключенного между ними договора (п. 2 ст. 46 СК); ст. 26, 28 ГК — при определении права ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве соб­ственности имуществом (п. 3 ст. 60 СК); ст. 37 ГК — при осуще­ствлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка (п. 3 ст. 60 СК); п. 1 ст. 165 ГК — при несоблюдении .предусмотренной законом формы соглашения об уплате али-1ментов (п. 1 ст. 100 СК); п. 2 ст. 36 ГК — при решении вопроса о возможности раздельного проживания детей, находящихся под [попечительством, и попечителей (п. 1 ст. 148 СК); ст. 36—38 ГК— при определении гражданских прав и обязанностей опекунов (попечителей) (п. 4 ст. 150 СК); ст. 181 ГК — при применении срока исковой давности к признанию брака недействитель­ным (п. 3 ст. 15 СК).

Восполнение пробелов в семейном законодательстве возможно посредством аналогии закона или аналогии права. В теории права под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отноше­ния, а под аналогией права — решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законо­дательства.

Обязательным условием применения на практике аналогии закона являются: а) неурегулированность спорных семейных отношений нормами семейного законодательства или соглаше­нием сторон; б) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих эти семейные отношения. Именно в такой ситуа­ции к спорным отношениям между членами семьи применяют­ся нормы семейного и (или) гражданского права, регулирую­щие сходные (т. е. близкие по характеру) отношения. В против­ном случае оснований использования аналогии закона не имеется. Однако следует иметь в виду, что разрешение семейно­го спора при помощи аналогии не должно противоречить суще­ству семейных отношений. Если же отсутствуют нормы семейного и (или) граждан­ского права, которые представляется возможным применить в той или иной жизненной ситуации даже по аналогии как регу­лирующие сходные отношения, то в таких случаях права и обя­занности членов семьи должны определяться исходя из анало­гии права, т. е. из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных в ст. 1 СК и ст. 1 ГК.

Аналогия права применима в крайнем случае при невозмож­ности прибегнуть к аналогии закона. При использовании анало­гии права необходимо обязательно учитывать принципы гуман­ности, т.е. человеколюбия (от лат. humanus), разумности или основанности на здравом смысле.

В случае расхождения отдельных положений семейного за­конодательства с правилами международного договора, в ко­тором участвует Российская Федерация, или с общепризнан­ными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором РФ или нормами. Причем со­гласно ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с
международным договором РФ обращаться в межгосударствен­ные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой за­
щиты.

В Российской Федерации признано обязательным соотнесение семейного законодательства с положениями основных международно-правовых актов, включая Всеобщую декларацию человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о ликвидации всех дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о tux ребенка, Венскую декларацию и Программу действий мирной конференции по правам человека, Пекинскую декларацию и Платформу действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций (п. 7 Основных направлений государственной семейной политики).

Особо следует выделить такой международный договор РФ по вопросам регулирования семейных отношений, как Конвен­ция стран — участниц СНГ о правовой помощи и правовых от­ношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Принята 22 января 1993 г. Ратифицирована Федеральным зако­ном от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ).



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос № 4. Предмет и задачи курса | История развития семейного права.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.