Тема: «Введение в учебную дисциплину «Информационные технологии в туристской индустрии»
Вопросы:
Вопрос №1. Информатизация как один из факторов глобализации мировой экономики и в туристской индустрии
Вопрос №2. Правовое регулирование применения инфокоммуникационных технологий в туристской деятельности
Вопрос №3. Понятие инфокоммуникационных технологий. Сигнал как основной источник передачи информации
Вопрос №4. Предмет и задачи курса
Литература:
1. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. – М.: Академия, 2002.
2. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Ч. 1.: Информационные технологии в турфирме. – М.: Советский спорт, 2001.
3. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Ч. 2.: Информационные технологии в сфере гостеприимства. - М.: Советский спорт, 2001.
4. Богданов В.В. Управление проектами в Microsoft Project 2002: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2003.
5. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. – 2-у изд., перераб. и доп./ под ред. А.П. Пятибратова. – М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Информационные технологии. Путеводитель по новой экономике./ Под ред. Пичугина И. – М.: Коммерсантъ XXI, Альпина Паблишер, 2002.
7. Коновалова Н.В., Капралов Е.Г. Введение в ГИС. Учебное пособие. Изд. 2-е исправленное и дополненное. М. 1997.
8. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. – М. – М.: ИНФРА-М, 2001.
Туризм (фр. tourisme; tоur – прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.
На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа – туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.
Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.
Туризм в наше время во многих странах мира бурно развивается, играет все более заметную роль в мировой экономике.
Туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Успешное развитие туризма оказывает влияние на такие ключевые сектора экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Таким образом, создание развитой туристской индустрии имеет большое значение и как одно из эффективных направлений структурной перестройки экономики России. За быстрые темпы роста туризм — признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) в XXI в. рост туристической индустрии будет необратим, а к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц [1].
В наше время компьютер стал «полноценным рабочим» каждого предприятия. Турфирме сегодня без компьютера не обойтись. Туроператоры пользуются данными, заложенными в компьютер о всех услугах: где и кем предоставляются для комплектации туров, что повышает эффективность работы и снижает затрату времени. Заказы на определенные услуги передаются с помощью клавиатуры компьютера.
Существуют программы, которые обрабатывает все возможные варианты резервирования без вмешательства человека и выдают результаты в среде Windows.
Под автоматизацией понимается замена труда человека работой машины, в данном случае ЭВМ. Преимущества автоматизации в управлении турфирмой следующие:
· возможность оперативного контроля;
· стратегический контроль;
· ускорение работы персонала;
· сокращение времени на обработку;
· быстро получать данные о работе фирмы и конкретного сотрудника.
В качестве уровней или этапов автоматизации выступают:
· офисная оргтехника (средства различных видов телефонной связи, факсы, ксероксы и друга оргтехника);
· компьютеры со стандартным программным обеспечением типа Microsoft Office;
· специальное программное обеспечение – так называемый BackOffice, связь backoffic-ных программ с глобальными системами бронирования;
· наличие своих _нтернет-магазинов.
Необходимый уровень автоматизации определяется прежде всего объемами. Три десятка туристов в месяц легко учитываются средствами Microsoft Office – Excel или даже Word-ом. Отсюда неоспоримый факт – вам нужен в офисе хотя бы один компьютер. И это минимум автоматизации, без которого современная туристическая фирма, работать не может. Сюда же следует отнести наличие электронной почты.
Также возникает необходимость в специальном программном обеспечении – в программной продукте туристического назначения, призванной автоматизировать всю внутри офисную работу, если количество клиентов менеджер в Ехсеl уже не в состоянии контролировать. Это примерно 100 туристов в месяц.
Автоматизация – долгий и непрерывный процесс, требующий постоянных вложений, уровень которых определяется уровнем фирмы. Недовложения (как и переоценка) в автоматизацию могут обернуться потерей клиентов и крахом фирмы.
Рассмотреть автоматизацию выполнения служебных обязанностей в офисе турфирмы с помощью информационных систем и современных информационных технологий и есть предметом изучения дисциплины «Информационные технологии в туристской индустрии»