В 90-х годах прошлого столетия улицы и магистрали наших городов имели неухоженные газоны, малое количество цветников. О ландшафтном дизайне как таковом речь вообще не шла. «Примерно в это же время, московское правительство через муниципалитеты, начинает наращивать финансирование цветочного оформления и благоустройства, стремясь к уровню европейских городов, и заимствовать лучшие примеры у зарубежных ландшафтных архитекторов...»
Сегодня на улицах можно залюбоваться витиевато выполненным цветником, клумбой, ровно выстриженным газоном. С каждым годом преображаются сады и парки прошлых лет, производиться создание новых. Однако становится очевидным, что одного привычного горизонтального цветочного оформления, во время увеличившихся скоростей и динамики конца 20-го века, уже не достает.
Вертикальное озеленение – способ преобразования и благоустройства ландшафта с помощью размещения объектов озеленения в вертикальном направлении.
Этот прием ландшафтного дизайна известен с древнейших времен, первое упоминание о нем содержится в описании одного из «семи чудес света» – висячих садов ассирийской правительницы Семирамиды (IX век до н.э.), имевших вид ступенчатых террас, увитых розами.
В нашей стране первые образцы конструкции для вертикального озеленения и благоустройства появились в конце 20 века. Они имели много недостатков и недочетов, т.к. заимствованы без учета специфики климата, условий эксплуатации, качества посадочного материала. Возникали трудности с пересыханием грунта, малым, недостаточным объемом земли (субстрата) в контейнерах, тормозящих развитие растений, вымывание почвы и перегревом корневой системы растений. Организациям, эксплуатирующим конструкции для вертикального озеленения, приходилось каждый день, а то и несколько раз на дню, поливать рассаду в контейнерах, вносить дополнительные стимуляторы роста, удобрения, чтоб хоть как-то поддержать качество рассады, спасти цветы и собственную репутацию. В дальнейшем некоторые российские фирмы, в частности «АРС Групп» подписывают соглашения с французской фирмой «Green City» о праве распространения контейнеров, разработанных этой компанией, на территории Российской Федерации, и начинает импорт первых образцов. Это были кашпо адаптированные к условиям использования в городах, разным климатическим зонам. Они имели двойными стенки, изготовленные из экологически чистого и прочного материала - полиэтилена высокого давления, вмещали достаточный объем субстрата, препятствовали вымыванию грунта при поливе и осадках, сохраняли определенный запас воды.
Цели вертикального озеленения:
- оформление, декорирование ограждений, арок, колонн, беседок, фасадов и стен зданий;
- маскировка неприметных построек;
- защита от солнца, ветра, шума, пыли;
- изоляция отдельных участков ландшафта друг от друга или от внешней среды;
- зонирование ландшафта (т.е. выделение различных функциональных зон: места для занятий спортом, прогулок, отдыха, массовых гуляний, детские площадки);
- создание фона, живых изгородей;
- соблюдение норм озеленения (минимального количество зеленых насаждений в населенных пунктах, приходящееся на одного жителя. В РФ для города с населением свыше 500 тыс.человек норма озеленения равна 21 кв.м.; для города с населением до 30 тыс. - 12 кв.м).
Способы и формы вертикального озеленения:
- живая изгородь -обвитая растениями вертикальная плоскость. Для
этого используются растения, которые условно разделены по способу крепления к опоре на 3 группы. Первая- растения, которые поднимаются по опоре с помощью стеблей (лианы: хмель, лимонник); вторая- с помощью воздушных корней (плющи); третья- с помощью усиков (виноград, клементины).
Живая изгородь из вьющихся растений может использоваться для обозначения границ участка иразделения функциональных зон, для создания так называемых зеленых комнат, очень популярных в регулярных французских садах. Для этой цели опорой заборы, ширмы виде решеток из дерева, пластиковых сеток, плетения из ивовых и ореховых прутьев.
Зеленые завесы из лиан служат прекрасным фоном для посадки многолетников. Хорошо, если созданная вертикаль будет поддержана несколькими растениями с высокими соцветиями.
-вертикальное озеленение малых архитектурных форм (арки,перголы, беседки,бельведеры)
-использование контейнеров- специальных емкостей разной формы и размеров для посадки и выращивания растений. Растения для контейнеров должны быть засухоустойчивы и ветроустойчивы. Для наполнения контейнеров используют специальный субстрат. Он должен быть влагоемким и богатым питательными веществами. Повышают влагоемкость с помощью внесения специальных веществ (гидрогеля или цеолита). Минеральные удобрения вносить при посадке в виде длительно действующих гранул, иначе их придется давать в жидкой форме еженедельно. Подвесные кашпо из пластика или кокосового волокна,
Контейнеры могут изготовляться из искусственных и натуральных материалов. Они также различны по форме, способу установки, креплению.
-многоуровневые вертикальные клумбы- представляют собой расположенные ярусами контейнеры с растениями
- подвесные корзины - изготавливаются из покрытой пластиком проволоки.
Изнутри корзину выстилают специальным материалом из кокосовых волокон, шерсти или отходов от обработки древесины. Все эти материалы хорошо удерживают почву и не пропускают влагу. Сбоку делаются прорези и сажаются туда растения, которые формируют эффектный цветущий шар.
- цветочные башни- состоят из пластикового мешка диаметром 20-30 см, который с одного конца заканчивается плошкой, а с другого – подвесным крючком. Мешок заполняют почвой, а в стенках прорезают отверстия для посадки цветов. Поливают такое цветочное сооружение через емкость, расположенную в основании цветочной башни.
- топиарная стрижка -прием формирования формы растений (деревьев и кустарников) путем их фигурной стрижки. «Топиарное искусство по праву считается одним из древнейших видов искусства. Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам и датируются 38г. до н.э и 14г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию, другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н.э, топиари становится естественным украшением садов состоятельных людей». Особую популярность оно получило в 18 веке в Европе. Растениям придавали самую разнообразную форму. Из них выстригали вазоны, фигуры животных и прочие фигуры. До сих пор такие произведения можно встретить в различных садах и парках Европы. У нас же в стране«зеленые скульптуры» особого распространения не получили. Хотя в некоторых парках можно встретить такие фигурные растения, но форма их не особо замысловатая. В основном, это форма куба, параллелепипеда, конуса, шара.
- фигуры из цветов на проволочном каркасе.В последнее время классическое топиарное искусство во всем мире уступает место новому направлению – созданию фигур из однолетников или лиан на проволочном каркасе. Такие каркасы предложила одна французская фирма. Металлический каркас в форме будущей фигуры выкладывают изнутри слоем мха и растительным субстратом. Поверхности подготовленного каркаса сплошь засаживают ковровыми растениями, которые, разрастаясь и смыкаясь, образуют трехмерную фигуру. Более сложные, в техническом плане, конструкции имеют вмонтированную систему трубок для полива. Чаще встречаются модели попроще, их поливают из шланга.
В сложных климатических условиях нашей страны это направление является очень перспективным, так как позволяет получить результат быстро, вне зависимости от капризов природы. В Уфе такой пример можно увидеть на Советской площади. Это пятиметровая копия бурзянской пчелы.
В сложных климатических условиях нашей страны это направление является очень перспективным, так как позволяет получить результат быстро, вне зависимости от капризов природы. В Уфе такой пример можно увидеть на Советской площади. Это пятиметровая копия бурзянской пчелы.