Садово-парковое искусство в средневековье – небольшие сады при монастырях и замках.
Монастырские сады.Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Сад в основном делился на четыре части (дорожками). В центре пересечения дорожек высаживали куст розы или устанавливали крест Иисуса Христа. Сформировался Сад-лабиринт. Он представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках.
Феодальные сады. Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также Цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др . При замках крупных феодалов создаются более обширные сады – прато. Позднее средневековье характеризуется открытием первых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические сады ( 1525г. в г. Пизе)
Мавританский стиль.Мавританские сады ведут свое происхождение от облагороженных оазисов – главной радости человека, живущего в пустыне. Именно это и предопределило главные особенности мавританского стиля в ландшафтном дизайне – обилие зелени, пышных экзотических цветов, ярких красок, а также воды, то есть всего того, чего так не хватает кочевнику в песчаной пустыне.
испано-мавританский сад – это простота планировки и индивидуальность решения. Основной мотив сада – вода. В регулярной планировке обязательно присутствует внутренний дворик (патио). Устраиваются видовые точки, оформляются аркады. Растения экзотические, которые соответствуют климатическим условиям (мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр). Они высаживались свободно, стрижка в основном не применялась. Газон не использовался из-за жаркого климата, территория оформлялась декоративным мощением – это один из важных элементов сада в Арабской Испании.
мусульманские сады -чёткая геометричность планов, основу которых составляют «чор-бак» - четыре сада. Сама форма мусульманского сада является отражением легенды о первозданном райском саде, откуда в четырех направлениях вытекают четыре реки. Квадрат и куб относятся к числу священных символов ислама. Ведь именно такую форму имеет Кааба - древнейшая мусульманская святыня, расположенная в Мекке. Таким образом, получается, что план разбит на один или несколько квадратов, причем большой делится на 4 части, а они в свою очередь также могут быть разделены на более мелкие. В центрах квадратов располагаются небольшие фонтаны, а сами квадраты разделены дорожками из камня или растительности.
Феодальные сады. Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также Цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др . При замках крупных феодалов создаются более обширные сады – прато. Позднее средневековье характеризуется открытием первых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические сады ( 1525г. в г. Пизе)
Регулярный стильдостиг своего рассвета в 17 веке во Франции. Он предполагает обширные пространства, главенство дома, построение главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы, строгую симметрию в планировке сада, прямые линии, зеркальность относительно осевой композиции. Также ему присущи прямые широкие аллеи, строгие боскеты, стриженые деревья и кустарники, ковровые цветники, врезанные в газоны, строгой геометрической формы бассейны с фонтанами, каскадами, обилие скульптур.
Пейзажный стиль.История пейзажного стиля берет свое начало из Китая, где регулярные сады никогда и не существовали. Трепетное отношение к природе в Японии легло в основу создания ландшафтов для созерцания красоты, раздумий и духовного отдыха. Его отличительная черта-воссоздание истинных уголков природы похожих на естественный ландшафт. Доминанты в этом стиле не существует, но по желанию доминантой может служить дерево или природная композиция. Дом показывается утопающим в зелени и как бы становится неотделимой частью ландшафта. Отсутствие осей в планировке сада и чёткой композиции позволяет ощутить свободу и почувствовать спокойствие.
Японский стиль.Основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация(небольшая площадь сада, применение карликовых деревьев и скал). Он может занимать угол или нишу внутри или снаружи дома и простираться на пару шагов от стены. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл. Японский сад формируется в пейзажном стиле. Типы японских садов – это плоский сад и холмистый сад.
Плоский сад может создаваться из одного песка или гравия, мха и нескольких камней. Самый распространенный сад из тринадцать камней, один из которых всегда скрыт от взгляда.
Холмистый сад. Может решаться без применения живого материала. Утесы, холмы, горы ближнего, среднего и дальнего плана, камни, изображающие морской берег, галька и песок как символ реки могут создать сложные пейзажи.
Китайский стиль.Среди важнейших первооснов китайской культуры доминирующую роль играет идея всеобщей гармонии вселенских законов, которая находит свое практическое воплощение в фэн-шуй. Но фэн-шуй – это прежде всего система принципов и правил, которые управляют взаимодействием человека и природы. А в рамках этих правил самовыражение человека практически не ограничено. Поэтому традиционный китайский сад называют отражением души его хозяина. И как неповторима душа человека, так неповторим и облик сада. Говорить о какой-то единой стилистике китайских садов нельзя. Главные принципы устройства китайского сада – это иерархия и гармония. Поэтому в ландшафте китайского сада обязательно есть определенный центр, ключевая композиция, для которой остальные элементы являются подчиненными. Композиции, состоящие из полностью равноправных и равноценных элементов, столь обычные в японском стиле ландшафтного дизайна, для китайского сада нетипичны.