Анализируемый принцип — один из новейших принципов международного права. Его формирование началось лишь в середине XX в. Ранее это было невозможно: до XX в. в условиях существовавшего тогда беспредельного господства права силы территория государств постоянно была объектом нападений, захватов, оккупации, насильственных разделов, обменов, продаж и аннексий;. Так называемое классическое международное право, юридически признавая право на войну, тем самым легализовало и сопровождаемые войной захваты иностранных территорий, и их аннексию. Поэтому веками каждое государство само обеспечивало свою территориальную безопасность.
Именно захват чужих («ничейных») земель, расширение собственного жизненного пространства, разграбление «заморских территории» — все это на протяжении веков было одной из главных функций государств, особенно государств западного цивилизационного типа.
По своему составу государственная территория подразделяется на сухопутную, водную, воздушную недра. Для некоторых частей территории возможны особые международно-правовые режимы — на основе международного договора.
Считается, что впервые принцип территориальной целостности был провозглашен Французской революцией конца ХVIII в., однако вплоть до начала XX в. в международном праве не существовало запрета на насильственные захваты территории. Для формирования правосознания в этой области большое значение имел призыв к отказу от аннексий, провозглашенный Россией в Декрете о мире 1917 г. Важной ступенью в становлении принципа был парижский Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана—Келлога) 1928 г.
В Бандунгской декларации о содействии всеобщему миру и сотрудничеству 1955 года говорилось о неприменении силы против территориальной целостности государств.
Бандунгская конференция 1955, конференция 29 стран Азии и Африки; проходила в Бандунге (Индонезия) 18—24 апреля. Решение о созыве Б. к. было принято на совещании премьер-министров Индии, Бирмы, Индонезии, Пакистана и Цейлона в Коломбо (Цейлон) в апреле 1954. Помимо инициаторов, в Б. к. участвовали: Афганистан, Камбоджа, КНР, Египет, Эфиопия, Золотой Берег, Иран, Ирак, Япония, Иордания, Лаос, Ливан, Либерия, Ливия, Непал, Филиппины, Саудовская Аравия, Судан, Сирия, Таиланд, Турция, Демократическая Республика Вьетнам, Южный Вьетнам, Йемен. В заключительном коммюнике участники Б. к. осудили колониализм, расовую сегрегацию и дискриминацию, обратились в Совет Безопасности ООН с просьбой поддержать приём в ООН Камбоджи, Цейлона, Японии, Иордании, Лаоса, Ливии, Непала и Объединённого Вьетнама и с пожеланием — при распределении мест непостоянных членов Совета Безопасности более правильно применять географический принцип в отношении представительства стран Азии и Африки. В помещенной в заключительном коммюнике «Декларации о содействии всеобщему миру и сотрудничеству», в основу которой положены пять принципов мирного сосуществования
ЭТО И ЕСТЬ «БАНГДУНГСКАЯ ФОРМУЛА» территориальной целостности:
1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равенство и взаимная выгода; 5) мирное сосуществование.
Б. к. призвала к экономическому и культурному сотрудничеству между странами, к разоружению и запрещению производства, испытаний и применения атомного и термоядерного оружия, к урегулированию всех споров мирными средствами. Б. к. способствовала укреплению национального самосознания народов Азии и Африки и дальнейшему росту национально-освободительного движения.
В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (резолюция ГА ООН 1960 г.) отмечалось: разрушение территориальной целостности страны — несовместимо с целями и принципами Устава ООН.
Из Декларации о принципах МП:
...Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.
Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.
Территория государства не должна быть объектом; военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава (имеется в виду Устав ООН).
...Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.
Важно отметить, что Декларация 1970 г. впервые столь подробно перечисляла запрещенные акты косвенного воздействия на территориальную целостность и неприкосновенность: пропаганду агрессивной войны, организацию вооруженных банд и засылку их на чужую территорию, использование наемников и т.д.
Прогрессивное развитее принципа продолжилось в тексте Декларации принципов (ст. IV), включенной в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.
В нем он выделен уже как самостоятельный принцип с конкретным содержанием. Согласно принципу, государства взяли на себя следующие обязательства: уважать территориальную целостность друг друга; воздерживаться от любых действий, несовместимых с Уставом ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства друг друга и, в частности, от действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой; воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления; не признавать законной никакую оккупацию или иные приобретения такого рода.
Таким образом, речь идет о любых действиях против неприкосновенности или целостности территории. Например, транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения властей данного государства является нарушением неприкосновенности не только границ, но и территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы — составные компоненты территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения властей государства также противоправны.
В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т. е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.
В 1998 году, ввиду участившихся нарушений международного права, ГА ООН приняла резолюцию «Поддержание международной безопасности – предупреждение насильственного расчленения государств». В резолюции была подтверждена необходимость соблюдения принципов территориальной целостности каждого государства и нерушимости международных границ.
Когда речь идет о территориальной целостности и неприкосновенности, имеется в виду и территория военных баз, которые расположены за рубежом по договору со страной пребывания, территория дипломатических и консульских представительств, военные и торговые морские и воздушные суда. Посягательство на них равнозначно нарушению данного принципа МП.
Принцип территориальной целостности и неприкосновенности предполагает также обязанность государств не допускать использования своей территории для осуществления каких-либо действий, ущемляющих права других государств.
ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЯ ПРИНЦИПА:
В конце 90-х годов XX — начале XXI века власти Грузии допустили использование своей территории для существования баз чеченских сепаратистов и арабских террористов. Тем самым под угрозу была поставлена территориальная целостность и нарушена территориальная неприкосновенность России. По этой причине вполне обоснованной была реакция российских властей, которые предупредили о возможности бомбардировки этих баз.
Неприкосновенность территории означает и неприкосновенность ее природных ресурсов, а также естественных условий, существующих на этой территории.
Так, одним из обоснований вторжения иракских вооруженных сил в Кувейт в 1990 году было обвинение Кувейта в том, что он выкачивает из нефтяного моря в общем месторождении больше нефти, чем это было предусмотрено его квотой. Другими словами, покушение на недра было воспринято как достаточное основание для войны.
Нарушением неприкосновенности российской территории можно считать факт, имевший место в 2005 году на границе с КНР. Правда, ситуация касалась форс-мажорных обстоятельств, неумышленного нанесения ущерба.
В ноябре—декабре 2005 года в результате аварий на химическом заводе в Китае в одну из рек на территории страны попало большое количество опасного вещества фенола. Через несколько дней фенольное пятно оказалось в реке Амур и прошло через российские города, в том числе Хабаровск. Лов рыбы, использование воды для питья и технических нужд были запрещены.
Естественные условия реки и условия проживания населения в российских городах были нарушены. Китайская сторона заявила о том, что готова возместить причиненный ущерб и оказать необходимую помощь.
В ноябре 2005 года российский военный самолет, потеряв ориентир и сбившись с курса, вошел в воздушное пространство Латвии и упал на территории этой страны; летчик катапультировался. В этом случае также было констатировано нарушение территориальной неприкосновенности. Летчик был арестован, началось следствие.
Выяснилось, что намерения нарушить воздушное пространство Латвии не было. Летчик вернулся на родину, остатки самолета были возвращены России, а Россия выплатила соответствующую компенсацию в возмещение причиненного ущерба.
В связи с этим можно вспомнить известный случай с южно корейским пассажирским самолетом, который во время регулярного авиаперелета был использован, как потом оказалось западными спецслужбами дня определения возможностей системы противоздушной обороны (ПВО) на Дальнем Востоке нашей страны.
Самолет намеренно отклонился от курса, вошел в воздушное пространство СССР и был сбит силами ПВО. Родственники погибших пассажиров попытались предъявить иски к СССР, однако все иски в иностранных судах были отклонены.