Принцип неприменения силы особо оговаривает недопустимость насильственных действий, лишающих народы, борющиеся за освобождение от колониального гнета, их права на независимость. В таких случаях народы вправе использовать силу, а также испрашивать и получать поддержку со стороны государств в соответствии с целями и принципами Устава ООН, в том числе и в соответствии, а не в порядке исключения. Установленные этим принципом правила применения силы действительны и для данного случая. Это относится и к выполнению обязанности каждого государства содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов.
В определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого характера, политические, экономические, военные или иные не могут служить оправданием агрессии (п.1 ст.5)
Международный суд ООН в упомянутом решении подтвердил недопустимость применения силы для обеспечения прав человека. Применение вооруженной силы неизбежно связано с массовыми нарушениями прав человека, включая право на жизнь.
Принцип неприменения силы предусматривает санкцию для случая приобретения территории в результате угрозы силой или её применения. «Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или её применения, не должны признаваться законными». Вместе с тем оговаривается, что эта норма не имеет обратной силы. Она не относится к любому международному соглашению, заключенному до принятия Устава ООН.
Последнее положение чрезвычайно важно. Оно означает, что все ранее заключенные договоры о территории сохраняют свою силу, несмотря на то, что большинство из них было результатом угрозы силой или её применения.
Признание таких договоров недействительными привело бы к массовым конфликтам. Ни о каком принципе территориальной неприкосновенности не могло быть и речи.
Сказанное относится к соглашениям по территориальным вопросам, достигнутым союзными державами в годы Второй мировой войны, в частности к Ялтинскому соглашению 1945 г. по Дальнему Востоку, а также: к мирным договорам 1947г., урегулировавшим территориальные проблемы в Европе, к мирному договору с Японией 1951 г., несмотря на то что они были заключены после принятия Устава ООН. Последний специально оговорил, что он не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате Второй мировой войны (ст. 107).
2) Право на применение силы по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы
миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39, 42 Устава ООН):
Статья 39
Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Статья 41
Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Статья 42
Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации.
3) Право на применение силы (принудительных мер) по решению Совета безопасности
ООН участниками региональных соглашений или органов (ст. 53 Устава ООН), т.е. на региональном уровне. Пример подобных региональных органов: Лига арабских государств, Организация американских государств.
Статья 53
1. Совет Безопасности использует, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под его руководством. Однако никакие принудительные действия не предпринимаются, в силу этих региональных соглашений или региональными органами, без полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, предусмотренных статьей 107, против любого вражеского государства, как оно определено в пункте 2 настоящей статьи, или мер, предусмотренных в региональных соглашениях, направленных против возобновления агрессивной политики со стороны любого такого государства до того времени, когда на Организацию, по просьбе заинтересованных Правительств, может быть возложена ответственность за предупреждение дальнейшей агрессии со стороны такого государства.
2. Термин "вражеское государство", как он применен в пункте 1 настоящей статьи, относится к любому государству, которое в течение второй мировой войны являлось врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав.
Статья 107
Настоящий Устав ни в коей мере не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в отношении любого государства, которое в течение второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям.
Следовательно, применение вооруженной силы возможно и разрешено, но только, как сказано в Преамбуле Устава ООН, «не иначе как в общих интересах» и при единогласии среди государств – членов СБ ООН (ст. 27 п.3 Устава ООН). «Общие интересы» представляет Совет Безопасности ООН.
Именно Совет Безопасности ООН определяет: а) существует ли угроза миру, нарушение мира, агрессия; б) какие меры следует принять. Эти меры могут быть связаны с применением либо вооруженных сил, либо других мер принуждения.
По Уставу ООН (ст. 41), Совет Безопасности может применить или потребовать применения от государств – членов ООН следующих мер принуждения:
Меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления решений Совета Безопасности ООН, и он может потребовать от членов Организации применения этих мер. Могут включать: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
И наконец, Совет Безопасности вправе своим решением только осудить действия соответствующего государства, потребовать прекращения тех или иных действий, не прибегая вообще ни к каким принудительным мерам.
Совет Безопасности – единственный орган мирового сообщества государств, обладающий исключительной компетенцией по применению принудительных мер для предотвращения или прекращения угрозы миру или восстановления нарушенного мира. Любой член ООН может довести до сведения Совета о любом споре или ситуации, угрожающей миру и безопасности. Государство-не член ООН также может довести до сведения Совета о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательство его мирного разрешения в соответствии с Уставом ООН. Совет уполномочен устанавливать наличие угрозы миру или факт нарушения мира и применять необходимые меры для поддержания мира. Совет может сам проводить расследование и оказывать спорящим сторонам посреднические услуги, может назначать специальных представителей или обращаться к Генеральному секретарю с просьбой произвести эти назначения или самому оказать добрые услуги. Совет уполномочен после констатации неэффективности предпринятых усилий, невыполнения решений Совета или их недостаточности, применять к виновной стороне необходимые меры в их следующей последовательности:
Превентивные (временные) меры, выражающиеся в требовании Совета к спорящим сторонам разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или иным мирным средствам по их выбору; проведении Советом собственного расследования спора или угрожающей ситуации; даче Советом рекомендации сторонам относительно процедуры или методов урегулирования спора;
Принудительные меры невоенного характера, выражающиеся в полном или частичном перерыве членами ООН с государством-правонарушителем экономических связей, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений;
Принудительные меры военного характера, выражающиеся в осуществлении против государства- агрессора воздушными, морскими или сухопутными силами демонстрации, блокады и других военных действий, необходимых для восстановления мира. Для обеспечения принимаемых принудительных военных мер государства-члены на основе специальных соглашений с Советом должны предоставлять в его распоряжение воинские контингенты, из которых Совет формирует Вооруженные силы ООН. При их формировании и использовании Совет опирается на Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников штабов (или их представителей) постоянных членов Совета.
Операции ООН по поддержанию мира осуществляются воинскими и /или полицейскими формированиями, часто с участием гражданских специалистов, предоставляемыми (вместе с материально-техническим обеспечением) государствами-членами на основе специальных соглашений с Советом Безопасности. Существуют два вида операции: миссии военных наблюдателей ООН и вооруженные силы ООН по поддержанию мира. Миссии наблюдателей ООН – «голубые береты» - состоят из невооруженных офицеров, осуществляющих контроль за выполнением решений Совета Безопасности ООН (разъединение конфликтующих сторон, создание буферных зон, соблюдение условий прекращения огня, расследований споров или ситуаций, обеспечение условий для мирного разрешения спора и т.д.). Совет организован таким образом, чтобы функционировать непрерывно; для этого каждый из его членов должен быть всегда представлен в Центральных учреждениях ООН аккредитованным представителем.
Некоторые государства трактуют ст. 2 Устава ООН «в широком смысле». Именно так в свое время подходил и СССР. Согласно такому толкованию, Устав запрещает применение не только вооруженной, но и всех иных форм применения силы.
Однако сегодня в мире преобладает «узкое толкование» Устава: ст.2 запрещает применение только вооруженной силы. Применение иных принудительных мер (без использования вооруженной силы) запрещается или регулируется другими нормами.
Анализ международных норм и практики дает основания считать, что под силой понимается прежде всего вооруженная сила.
Использование иных средств, экономических, политических, может быть квалифицировано в качестве применения силы в плане рассматриваемого принципа, если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам.
Об этом свидетельствует, в частности, запрещение репрессалий, связанных с применением силы. Дело в том, что экономические и политические меры воздействия на правонарушителя являются законными. Существует и возможность применения и военной силы в качестве контрмеры в случае акта агрессии, не достигающего уровня «вооруженного нападения», которое, согласно Уставу ООН, дает право на самооборону.
Для понимания этих положений необходимо привести пример:
Существует т.н. латиноамериканская «доктрина К. Кальво и Л. Драго» (1868 г.), сформулированная в целях противодействия практике европейских государств, которые при помощи силы взыскивали долги с латиноамериканских стран. Доктрина провозгласила недопустимость дипломатического и вооруженного вмешательства иностранных государств с целью взыскания долгов государства и его граждан.
На второй Гаагской конференции мира (1907 г.) представитель Аргентины Л. Драго вместе с представителями США Х. Портером выступили инициаторами заключения конвенции о недопустимости вооруженного вмешательства как средства взыскания государственных долгов. В результате была принята Гаагская конвенция 1907 г. об ограничении случаев обращения к силе для взыскания по договорным долговым обязательствам.
Применение невооруженной силы. Важно иметь в виду что возможно несколько видов и направлений применения силы: военное, экономическое, техническое, культурное, информационное.
Применение невооруженной силы в меньшей степени «сковано» какими-либо дополнительными правилами. На этом направлении развития МП еще много пробелов.
Государства используют невооруженную силу в ответ на недружественное поведение или правонарушение, не являющееся международным преступлением в порядке реторсии, репрессалий.
Но и эта сторона отношений постепенно «обрастает» деталями: например, применение невооруженной силы должно быть соразмерным: В Заключительном акте СБСЕ присутствует положение: «...воздерживаться от любого акта экономического принуждения».
Проблема разграничения между противоправным и правомерным применением экономической силы не решена.
В 1931 и 1933 годах СССР вносил предложения принять протокол об экономическом ненападении. Основные положения протокола вошли затем в советский проект определения агрессии, но не были учтены.
В 1985 году по инициативе СССР была принята резолюция ГА ООН «Международная экономическая безопасность». В эти же годы в ООН был представлен советский проект определении экономической агрессии,
Под экономической агрессией, как правило, понимаются меры экономического давления, нарушающие суверенитет, экономическую независимость, угрожающие основам жизни государства, препятствующие эксплуатации естественных богатств, национализации этих богатств; экономическая блокада и т.п.
Устав ООН запрещает не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. Термин «сила» в п. 4 ст. 2 Устава, как и сам принцип, нужно толковать не изолированно, а во всей совокупности прав и обязанностей государств, определенных Уставом. Следует признать, что применение вооруженной силы представляет собой наибольшую опасность для дела мира, и в п. 4 ст. 2 Устава речь идет, прежде всего, о запрещении применения вооруженной силы.
В Заключительном акте СБСЕ (раздел о претворении в жизнь согласованных принципов) прямо указывается, что государства будут «воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника», «воздерживаться от любого акта экономического принуждения». Все это, бесспорно, свидетельствует о том, что международное право запрещает противоправное применение силы в любом ее проявлении.
Наиболее полно содержание принципа раскрыто в «Определении агрессии», утвержденном резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. Открытым и явным нарушением рассматриваемого принципа, является агрессия. Согласно ст. 1 Определения, агрессия представляет собой применение каким-либо государством первым вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким либо иным образом, не совместимым с целями и принципами Устава ООН. Использование иных, кроме вооруженных средств (экономических, политических), может быть квалифицировано как применение силы, если но своему влиянию и результатам они подобны военным мерам.
Согласно Определению агрессии (сг. 3), нормативное содержание данного принципа включает в себя запрещение: вторжения или нападения вооруженных сил одного государства на территорию другого; военной оккупации; полной или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним государством против другого даже без вторжения; актов нападения частей и подразделений вооруженных сил одного государства на военные части и подразделения другого; применения вооруженных сил одного государства, находящихся по договору на. территории другого, в нарушение условий, предусмотренных: соглашением; продолжения пребывания вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соглашения о их пребывании; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии против третьего государства; блокады портов или берегов государства; поддержки или засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы. В Определении закреплено, что Совет безопасности ООН уполномочен признать и другие действия государств агрессивными, если они создают угрозу миру или нарушили мир. В Определении также подчеркивается, что никакие соображения любого характера не могут служить оправданием агрессии.
Начиная с 1970-х гг. в нормативном содержании принципа особо подчеркивается обязанность государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения границ другого государства или как средства разрешения территориальных споров и вопросов, касающихся границ государств.
Нарушением принципа следует также считать насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить законное право на самоопределение, а также ряд других насильственных действий.
Кроме понятия агрессии международное право знает понятие «вооруженное нападение». При всем внешнем сходстве этих действий юридические последствия при их совершении могут быть различными. Например, Совет Безопасности может квалифицировать в качестве агрессии действия, не связанные с непосредственным вооруженным нападением государства. Напротив, не всякое вооруженное нападение будет сочтено агрессией.
Нападение 11 сентября 2001 г. террористической группировки «Аль Канда» на ряд важных объектов США внесло коррективы и в трактовку самой категории «нападение», которое уже не может восприниматься лишь как нападение государства (или группы государств) на другое (или другие) государство. Совет Безопасности ООН в резолюции 1368 от 12 сентября 2001 г. расширил трактовку данной категории, квалифицировав эти и другие подобные террористические акты как действия, представляющие собой угрозу международному миру и безопасности, и опосредованно, путем упоминания в преамбуле резолюции, признав за потерпевшим государством неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН.
Официальная позиция России на этот счет заключается в том, что «современное понимание права на самооборону, отраженное в статье 51 Устава ООН, включает в себя и право государства на самооборону в случае масштабного террористического нападения на него извне со стороны негосударственных субъектов Применение силы от имени и в интересах международного сообщества должно осуществляться на основе решений, принятых в соответствии с Уставом ООН, то есть в соответствии с международным правом. Сила не должна противопоставляться: праву».
Рассматриваемый принцип не paз нарушался после его провозглашения, но этих нарушений было гораздо меньше, чем в прошлом. Они встречают все более негативную реакцию международного сообщества. Нарушавшие принцип правительства пытались оправдать свои действия ссылками на право самооборона, тем самым как бы подтверждая значение принципа неприменения силы. Показательно, что подобные попытки отвергались другими государствами и осуждались Генеральной Ассамблеей ООН. Были осуждены ввод советских войск в Афганистан в 1979 г., американское вторжение в Камбоджу в 1970 г., в Гренаду и Ливию в 1983 г., в Панаму в 1989 г
Нарушения принципа неприменения силы. Нет, наверное, ни одного принципа МП, который нарушался бы чаще, чем принцип неприменения силы. «Чемпионом» можно считать США, которые, собственно, никогда и не скрывали, что делают ставку на силу — в жесткой или мягком выражении.
В заявлении Государственного секретаря США в подкомитете сената говорилось, что «американское лидерство требует, чтобы мы были готовы поддерживать нашу дипломатию реальной угрозой применения силы»
Согласно исследованиям в самих США, Соединенные Штаты за время своего существования воевали 234 раза и только 11 раз формально объявляли войну
В 1950 году имела место американская интервенция в Корее. Военная сила использовалась Соединенными Штатами во Вьетнаме, в Боснии, против Югославии.
В 1999 году США и НАТО без санкции СБ ООН начали бомбардировки Югославии. Поводом послужили нарушения: прав национальных меньшинств по религиозным мотивам. Права человека были поставлены выше принципа неприменения силы. «Гуманитарная интервенция» должна была восстановить нарушенные права.
В ходе бомбардировок без всякой военной необходимости были уничтожены мосты и экономическая инфраструктура страны, нарушены права на достойную жизнь огромного числа жителей страны.
В марте 2003 году США и западные страны-союзники напали на Ирак: Одним из правовых обоснований явилось нарушение Ираком ряда многосторонних конвенций: Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия об их уничтожении (1972 г.), конвенции о запрещении разработки/производства и накопления запасов химического оружия и об их уничтожении (1993).
В ответ на стремление КНДР выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года США пригрозили экономической блокадой.
В рамках «превентивной самообороны» США практикуют: похищения граждан третьих стран агентами ЦРУ (в том числе на территории европейских союзников); засылку беспилотных самолетов в воздушное пространство других государств, например Ирана; действия спецназа на территории иностранных государств, размещение там аппаратуры для взятия проб воздуха, прослушивание в чужой стране телефонных разговоров.