Агглютинация – создание образа по средством соединения несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов (русалка, человек-амфибия).
Гиперболизация- увеличение или уменьшение объекта и его частей (Гулливер)
Акцентирование - подчеркивание каких-либо признаков объекта;
Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Придание или отнесение к какому-либо типу (Дон Жуан, русская береза)
Аналогия – создание образа по аналогии с другим (подводная лодка создается по аналогии с дельфином). Аналогия (соответствие, сходство) - подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений процессов) в каких-либо свойствах.
Выделяют аналогии четырех типов:
- прямая аналогия (реальная) - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Прямая аналогия может быть явной и неявной. Явная аналогия предполагает высокую степень сходства проектируемого объекта с воображаемым аналогом. Сходство может проявляться в форме, конструкции, цвете, текстуре, фактуре. А неявная аналогия выражается в использовании какого либо одного качества, свойства. Она раскрывается не сразу, заставляет вглядываться в объект и отыскивать сходства.
- символическая аналогия (абстрактная) – отражается в сформулированной буквально в дух словах фразе, отражающей суть явления
- личная аналогия (эмпатия)-(субъективная, телесная) - позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче
- фантастическая аналогия (нереальная) - необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала только там, где её касаются колёса автомобиля.
В целом процесс создания новой вещи можно представить в виде следующей схемы:
спрос — планирование — программирование (прогнозирование) — проектирование — производство — тиражирование — распределение — потребление.
Задачи, стоящие перед проектировщиком, различны по содержанию, по степени сложности и могут решаться по-разному. В основном сложность задач ведет к необходимости разворачивать проектирование в процесс, включающий в себя стадии (этапы) проектирования.
Предпроектный анализ.Сбор и анализ информации по разрабатываемому объекту:
-изучение потребителей и их потребностей, свойств и качеств изделий, требований, предъявляемых к данному типу изделий
-сбор данных о современных течениях и направлениях в дизайне для определения «духа сегодняшнего дня»
-изучение прототипов (проект или реализованный объект схожий с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения) , выявление достоинств и недостатков
Сбор информации осуществляется, в основном, через работу с литературой. Выполняются фотографии, зарисовки, обмеры.