Выявить и описать основные современные тенденции в любых видах дизайна, выражающиеся в применении
-современных материалов (перечислить, описать свойства, достоинства этих материалов);
- технологий (например, применение трехмерные принтеров в создании предметного мира);
- форм. Описать какие формы объектов среды (объекты интерьера: мебель, светильники и т.д.; самого интерьера) характерны для современного периода.
Формообразование позволяет сформировать идеальную модель предмета, созданную с учетом композиционных законов формотворчества. Все предметы (объекты) окружающей среды обладают формой. Художник-дизайнер, проектируя какое либо изделие, всегда имеет дело с формой. Проектирование, как процесс дизайнерской деятельности, трудоемок и специфичен. Оно соединяет в себе исследовательское начало, инженерный расчет и художественную интуицию. Поэтому процесс проектирования объекта (формы изделия) имеет две составляющие: утилитарно-технологическое решение и эмоционально-образное решение.
Часто этими двумя составляющими занимаются различные специалисты, так внутреннюю форму (утилитарно-технологическую) разрабатывают люди смежных специальностей: инженеры, конструктора, технологи, архитекторы. А разработкой внешней формы занимается художник-дизайнер. Он стремиться чтобы форма была красивой, гармоничной, удобной, соответствовала назначению и кругу потребителей. Именно от дизайнера зависит, какую оболочку дизайнерского формообразования примет данная конструкция. Именно эта оболочка влияет на эмоционально-образное решение, от нее зависит какие психологические реакции - удивление, радость, умиротворение, покой, беспокойство, желание приобрести вещь и т.д. вызовет данная форма. Конечной целью художественного проектирования является изделие с образно-эстетическим смыслом. Этот смысл (образ) находит свое выражении в форме, цвете, композиции изделия. Проектируя то или иное изделие, дизайнер полагается на собственные чувства вкуса, композиции, стиля, гармонии. Достичь красивой, гармоничной, эмоционально-образной формы не зная азов художественного проектирования невозможно. Все составляющие, для достоверной передачи образа, формируются у него в процессе изучения теоретических основ (средств, приемов, законов, принципов) проектирования и сопутствующих дисциплин: формообразования, композиции, цветоведения, инженерной графики, материаловедения и др. «…Теорию надо основательно изучить, продумать, испробовать в деле, выработать свой индивидуальный стиль и после этого «забыть»,чтоб в полную силу заработала интуиция художника».
Процесс формообразования в дизайне естественным образом включает в себя композиционную работу. Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, компонентов. Знакомство с теорией художественной композиции – важнейшая предпосылка эффективного творчества дизайнера. Слово «композиция» происходит от латинского«сompositio» что означает сочинение, составление, связь, сопоставление. Композиция – это построение целого, с помощью увязки всех ее частей для достижения единого смысла и гармонии. «Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи — картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров; состав металлических сплавов, духов и прочее»
4.Масштаб. Виды масштаба: размерный, композиционный. Понятие «указатели масштаба» в проекте.
Масшта́б (нем. Maßstab, букв. «мерная палка»: Maß «мера», Stab «палка») — в общем случае отношение двух линейных размеров. Во многих областях практического применения масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта
Размерный масштаб -выражение соразмерности в числах.
Может быть численным и линейным.
численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — степень уменьшения проекции. Например, масштаб 1:5 000 показывает, что 1 см на плане соответствует 5 000 см (50 м) в реальности.
При выполнении чертежей пользуются следующими масштабами:
Для выполнении объемных моделей определены масштабные ряды, состоящие из нескольких масштабов разной степени уменьшения, причём для разных видов моделирования (авиамоделизм, судомоделизм, железнодорожный,автомобильный, военной техники) определены свои, исторически сложившиеся, масштабы.
линейный масштаб — это масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части, с подписанными значениями соответствующих им расстояний.
Композиционный масштаб– выражает соразмерность в зрительном соотношении формы объектов пространству и человеку.
Добиться нужной соразмерности в масштабе можно за счет членения формы. Существует такая закономерность: чем больше форма, тем сильнее она подвергается членению, и наоборот, чем меньше – тем слабее. Речь идет не только о членении формы на физически разные части, соединяемые в процессе сборки изделия. Порой деталь, составленная из двух и более сборочных элементов, может осознаваться как целостный элемент формы. Однако и физически цельная деталь в силу особенностей своей формы может восприниматься как состоящая из двух и более частей. В дизайне весьма распространено ложное членение. Оно осуществляется с помощью специальных объемных средств, а также отличающихся друг от друга цветов, текстур и фактур. Членение может быть обусловлено следующими причинами: функциональными, производственно-экономическими, конструктивными, эстетическими.
Важную роль в проекте играют так называемые указатели масштаба – изображение фигуры человека или части тела (рука, нога) рядом с проектируемым объектом.
5.Основные принципы организации композиционно-художественной формы: композиционный центр, соподчиненность, рациональность, тектоничность, образность, целостность, бионизация.
Композиционное равновесие– сбалансированность, уравновешенность по зрительной массе всех элементов композиции или формы. Соблюдение композиционного равновесия неотъемлемая часть при проектировании любых форм в дизайне. Важным в достижении композиционного равновесия является грамотно организованный композиционный центр.
Композиционный центр – это визуальный, смысловой центр композиции. Это место сосредоточения основных, главных элементов композиции. Композиционный центр может совпадать либо не совпадать с геометрическим центомкомпозиции. Существует также оптический центр, который располагается выше геометрического центра на одну треть расстояния от верхнего до геометрического цента.
Выделение композиционного центра может быть достигнуто разными способами. Все эти способы сводятся к тому, что для определения главного в композиции используется прием контраста.
Организация композиционного центра через контраст по:
- размеру;
- форме;
- тону, светлоте, насыщенности;
- расположению элементов, их деталировке.
В композиции может быть один центр (моноцентрическая композиция) или несколько (2-3) – полицентрическая композиция.
Соподчиненность – установление гармоничной связи между элементами композиции. Примером соподчиненности может служить организация поддержки композиционного центра. Поддержка- это второстепенные элементы композиции, подчиняющиеся композиционному центру. Это подчинение может быть выражено в частичном повторении формы главного элемента, их расположения, цвета.
Функциональная рациональность - соответствие формы функциям вещи.
Художественная рациональность – соответствие формы композиционно- художественному решению вещи. Эти две рациональности выходят из необходимости соблюдения в дизайн-объекте утилитарных и художественных функций.
Тектоничность –соответствие формы конструкции. По сути, она представляет собой художественно оформленную информацию о конструктивном устройстве изделия, его назначении, способе эксплуатации, надежности, прочности.
Две противоречивые задачи тектоники (В.Устин):
- раскрытия в форме ее конструктивной основы;
- закрытие путем наложения декоративных элементов.
Образность -представление, раскрытие в произведениях дизайна художественного образа (идеи, смысла), возникающего в процессе формирования замысла, проектирования, создания и восприятия вещи. Выразительность, эмоциональность воздействия любой дизайн-формы усиливается за счет достижения художественного образа, предполагающего раскрытие глубоких смыслов. Вещь становится художественной тогда, когда говорит больше, чем заложено в ее внешних признаках формы. Образ включает в себя две стороны. Первая сторона – объективная. Образ является отражением действительности, определенных взглядов своего времени, общества. Вторая сторона – субъективная, связанная с внутренним отношением автора к проектируемому объекту и восприятия зрителем.
Целостность –этот принцип предполагает учет всех предыдущих принципов и их связь с средствами и приемами построения композиции.
Целостность – это единство, общий характер формы.
Способы достижения целостности:
- композиционное единство (выделение главного - композиционного центра и второстепенного - поддержки). Главное, чаще всего, должно решаться более крупно, а второстепенное – более мелко;
- стилистическое единство – художественно-пластическая однородность объекта, его элементов и пространственной среды. Характерный признак стилистического единства – это сравнительное постоянство, выраженное в форме, пластике, цвете.