В окружающей среде обитания человека большую роль наряду с естественной природной средой, занимает искусственная предметная среда. Предметная среда- созданный человеком материальный мир; совокупность отдельных предметов и их комплексов. Проектная деятельность направлена на совершенствование окружающего человека предметного мира и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды для достижения оптимальных условий жизнедеятельности отдельного человека и общества.
Проектирование-(от лат. projectus, буквально — брошенный вперёд)
-тип деятельности, направленный на создание (описание, изображение) объектов, явлений с заданными условиями, свойствами;
- процесс создания проекта
Проект(лат. - прожект, фр. - план, предположение, предначертание) - задуманное, предположенное дело и само изложение его на письме или в чертеже.
Проектирование - это универсальный тип деятельности, характерный для различных областей жизни: промышленного производства, строительства, образования, быта, досуга, политики, культуры.
Цель проектирования: внесение в жизненный мир объектов ранее никогда не существовавших. Но это не означает, что процесс художественного проектирования направлен на создание принципиально новых средовых объектов и качеств. Он также направлен на сохранение или воссоздание достигнутых в культуре качеств, ценностей, вещей.
Понятия «дизайн», «проект», «проектирование».
Изначально в своем прямом смысле термин «дизайн» употреблялся, как правило, по отношению к предметной среде обитания, точнее, к таким его составляющим, как инструменты и машины, транспортные средства, бытовые изделия. «Но даже англичане, наиболее способствовавшие утверждений термина, иногда называли дизайнером удачливого дипломата, нашедшего оригинальный выход из запутанной политической ситуации. Постепенно и в других странах, особенно в бывшем СССР, признак оригинальности, необычности и остроумия стал определяющим для дизайна. И это способствовало тому, что элементы или признаки дизайна искали и находили в других сферах человеческой деятельности». Постепенно дизайн стал охватывать самые разнообразные области техники и культуры. «Дизайн, особенно в нашей стране, есть явление постоянно и неуклонно расширяющееся, захватывающее все новые области. Дизайнерский подход, дизайнерское мышление есть способность и возможность нахождения новых, оригинальных решений в любой сфере науки, техники, политике, социальных отношениях». Однако в таком всеобъемлющем определении термина есть свои негативные последствия. Дело в том, что наряду с тем, что термин «дизайн» стал модным и часто употребляемым словом, он стал расплывчатым, подменяющим другие слова понятием. Так термин дизайн зачастую отождествляется с такими понятиями как «проект», «рисунок». Например, можно увидеть объявление, что продаются обои 300 видов дизайна, а на самом деле это всего лишь обои с различными видами рисунка, цвета, тона. Вот светящиеся обои еще можно назвать дизайном, так как в данном случае, продукту приданы новые качества. Поэтому всегда анализировать и выяснять, действительно ли у того или иного объекта (предмета, товара) есть признак новизны, оригинальности, или это просто внешнее обновление уже существующего.
Если рассматривать понятия «дизайн» и «проект», то мы присоединяемся к группе исследователей, которые разграничивают эти понятия. Дело в том, что некоторые исследователи, основываясь на одном из определений термина «дизайна» как «проект» отождествляют дизайнерскую деятельность с проектированием. Но в нашем понимании, эти явления различны, дизайн лишь одна из частей проектирования. С определением понятия «проект» существует та же тенденция что и с понятием «дизайн», а именно расширение понятия и его границ, а также частое употребление во всех сферах человеческой деятельности. Связано это, скорей всего, с нюансами перевода этого понятия. Сегодня многие трактуют понятие проекта, как «намерения вообще, идеи, плана будущих действий и самих этих действий в соответствии с принятыми намерениями. Заимствовано оно из англоязычного словаря, в котором это действительно одно из центральных значений слова project (в отличие planning, которое как раз и применяется чаще в значении проектирование). Так понимаемый проект - это и замысел художника написать картину, и его решение участвовать в выставке». Однако, в русском языке, слово проект имеет несколько другую трактовку. «Проект - результат обособленной, законченной области деятельности по разработке и описанию закономерностей и программы создания некоторого события, но чаще всего – объекта. Эта фаза деятельности тре6ует особых знаний и умений, фиксируется документально и, как правило, не предусматривает реализации полученных результатов самими проектировщиками, т.е. проектирование обособляется в специальную профессиональную деятельность» . Необходимость в проектировании как профессии появилась, именно тогда, когда стало невозможным одному человеку осуществлять весь процесс от замысла до реализации в натуре. Проектирование - это универсальный тип деятельности, характерный для различных сфер жизни. Независимо от содержание проектной деятельности оно имеет «сходные фазы идеирования, детализации проекта, фиксации результатов и передачи их «в руки» изготовителей. Так вот, дизайн как профессия, независимо от специализации - деятельность проектная». Здесь четко прослеживается отличие деятельности в дизайне от деятельности в искусстве. Дизайнер «участвует в замысле некой материальной субстанции (более узкое определение тут не годится, учитывая применимость понятия к различным сферам дизайна). Результат будет использоваться помимо воли авторов в целях, которые этими авторами не задаются, а как правило, предустановленны общественной необходимостью. Напротив, деятельность в искусстве – синкретична, конечный продукт или акт искусства неотделимы от его творца». Еще одним отличием в деятельности художника и дизайнера является различие побудительных мотивов и целей. Проект, в котором задействован дизайнер, обусловлен некой актуальной потребностью общества в преобразовании предметно-пространственной среде, т.е. внешними причинами - социальным заказом. А деятельность художника обусловлена внутренними, «субъективно - духовными актами самовыражения». Деятельность дизайнера это постоянный поиск компромисса между его субъективным видением и множеством ограничений и требований предъявляемых извне. Существуют и другие признаки, по которым можно увидеть несводимость дизайна к искусству, а также до сих пор остается открытым вопрос о сущности дизайна ввиду множественности позиций во взглядах на этот процесс, его определений, видов и сфер проявления.
Задача современного педагога дизайна заключается не только в том, чтобы передать студентам определенную сумму знаний по данным вопросам, но и сформировать у них потребность в постоянном анализе различной информации и совершенствовании профессиональной компетенции.
Проектная деятельность
Художественная деятельность
Художественно-проектная деятельность
Структурные компоненты деятельности
Деятельность художника
Деятельность
дизайнера
Потребность
Субъективная потребность (внутренний заказ)
Общественная потребность
(внешний заказ)
Мотив
Удовлетворение субъективно-духовных потребностей художника
Удовлетворение актуальных потребностей
общества (спрос)
Цель
Создание произведения искусства
Проектирование объектов предметно-пространственной среды с новыми потребительскими качествами, свойствами
Действия
Самовыражение
Нахождение компромисса между внутренним видением и требованиями (соц., утил-функц., эргоном.,эстетич.) к проектируемому объекту
Результат
Материальный объект
Проект материального объекта
Художник самостоятельно создает объект, т.е. конечный продукт неотделим от автора
В реализации объекта участвуют различные специалисты, т.е. конечный продукт отделим от автора