русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Снаряжение туриста делится на личное и групповое.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 2631; Нарушение авторских прав


МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

СТРУКТУРА И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения, полученные школьниками на уроках, содействовать их подготовке к сдаче учебных нормативов, повышать («спортивные достижения на основе требований спортивной классификации.

■ Система внеклассных занятий физическими упражнениями школьников может быть представлена следующим образом

[(рис. 11).

f Учительфизическойкульту^долженпомнить,чтос1981года введена ставка учителя по внеклассной работе. Увеличены нор-мы расходов на физическое воспитание учащихся. ; Каждой общеобразовательной школе рекомендуется соблюдать показатели развития физической культуры и спорта, которые приведены в таблице 40.

 

 

Формы внеклассных занятий физической культурой и (^портом: реализуются в кружке подвижных игр и в кружке физической культуры, в группах общей физической подготовки, в Спортивных секциях, обучение школьников плаванию, туристическая работа и др.

В процессе занятий физической культурой и спортом и соревнований из числа учащихся подготавливаются инструкторы Щ судьи ло спорту. Они широко привлекаются для проведения ; занятий в.спортивных секциях баскетбола, волейболе, бадминтона, настольного тенниса, спортивных соревнований.

Приводим примерную программу подготовки юного судьи по спорту: 1. Развитие физической культуры и спорта в стране; 2. Виды и типы спортивных соревнований школьников, их организация И проведение. Составление положения о соревнованиях. Я. Методика проведения соревнований. 4. Правила соревнований и их судейство, 5 Практика судейства. Семинар рассчитан | на 12-46 часов. По аналогии можно составить программу подготовки судей по волейболу, баскетболу, легкой атлетике и другим видам спорта.



Хорошо подготовленный спортивный актив совместно с учителем физической культуры, общественными организациями должен участвоватьв работе с детьми по месту жительства, в жилых кварталах микрорайона школы, в сельской местности.

1; Занятия в кружке подвижных игр и в кружке физической культуры. Подвижные игры являются прекрасным средством массовой внеклассной работы со школьниками. Ценность их заключается в том, что они не требуют специальной подготовки детей, доступны всем ученикам и знакомы по урокам физической культуры'->

Занятия в кружке подвижных иф проводятся на добровольных началах. Они могут быть организованы в зале, на площадке, в рекреации, в коридоре, классной комнате (во внеурочное время 2—4 раза в неделю. Продолжительность игр — до 30—45 минут для учащихся 1-2 классов и до 60 минут—для учеников 3-4 классов. Количество занимающихся в группе 15-20 человек. Один человек избирается старостой. В его обязанности входит подготовка группы к занятиям, а также ведение учета посещаемости. Он строит группу и докладывает о готовности к играм. В помощь руководителю кружка (это может бытъ учитель начальной школы или ученик старшего класса) для подготовки места занятий, мелкого инвентаря и его раздачи, судейства игр выделяются (по очереди) 1-2 дежурных.

Подготовка к проведению занятий заключается в планировании игр на определенный отрезок времени (с целью решения задач физического воспитания), правильном выборе игр на очередное занятие, определении оборудования, инвентаря. Важно, чтобы была тщательно проведена подготовка мест для занятий. Следует учесть количество необходимых для игр мячей, булав, скакалок, гимнастических скамеек, палок, затем подготовить различные мелкие предметы: мел, свисток, веревочку, резинку для прыжков и др.

Содержание подвижных игр заимствуется из соответствующих пособий. Выбираются те игры, которые, более всего знакомы и интересны детям.

При выборе игр учитываются их образовательное, воспитательное и оздоровительное влияние, возможное количество играющих, размеры помещения (площадки), а также время года, погода, температура окружающего воздуха.

На каждую игру составляется игровая карточка, выполненная на плотной бумаге (картоне).

В одно занятие включается от 2 до 4 игр. Вначале дается простая игра малой подвижности, ставящая целью организацию группы, вовлечение занимающихся в игровую деятельность. Затем проводятся игры средней и большой подвижности, более продолжительные по времени. Они наиболее нагрузочны для учащихся, эмоциональны и достаточно сложны (в зависимости от возраста) по характеру игровых действий. В заключение дается игра на приведение организма занимающихся в более спокойное состояние, обеспечивающая снижение возбуждения и физиологической нагрузки.

Во избежание резкого утомления детей делаются перерывы для отдыха, используемые для уточнения правил, объяснения новых- вариантов игры, указаний, определения результатов, подведения итогов.

С учащимися 1-2 классов рекомендуется в начале занятий вводить простые игры, с несложными правилами. Широкое распространение могут иметь сюжетные игры, игры с речитативами, игры-хороводы, региональные игры.

Руководитель кружка должен воспитывать у детей честность при выполнении правил игры, чувство товарищества, коллективизм, организованность, способствовать развитию основных, жизненно необходимых движений человека: бега, прыжков, метаний, лазания, перелезания и др.

Объяснять игру следует образно, кратко, четко и точно ;> с учетом словарного запаса учеников в сочетании с показом отдельных игровых приемов.

Содержание игр для учащихся 3—4 классов является более .сложным, с точки зрения выполнения правил и разнообразных двигательных действий. В этом возрасте используются командные игры, подготовительные к спортивным, с выраженными элементами соперничества, соревнований. Судейство игр должно быть всегда четким и объективным. Допущенные учеником ошибки следует терпеливо разъяснять, показывая пути правильных действий.

Задачами игр являются дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков учеников в усложненных игровых условиях, развитие творчества, взаимопомощи, ответственности перед товарищами, командой. Подвижные игры, разученные в кружке, могут быть широко использованы на подвижных переменах, при проведении часа и дня здоровья, в массовой части спартакиады школы, на празднике начала учебного года, на прогулке.:

Занятия в кружке физической культуры проводятся со 2-го класса и строятся на материале уроков физической культуры с широким Включением подвижных игр. Они направлены на повышение двигательной активности учеников.

2. Занятия в группах общей физической подготовки (ОФП). Они направлены на разностороннее физическое развитие учеников, повышение уровня физической подготовленности и здоровья, выполнение нормативных требований программы, на ликвидацию пробелов в знаниях учебного материала программы.

Занятия строятся по типу уроков физической культуры и проводятся во второй половине дня. Учитывая, что наполняемость группы не должна превышать 20 человек, при однородном составе школьников физиологическая нагрузка на каждого ученика должна быть высокой.

3. Занятия в спортивных секциях.Занятия в спортивных секциях организуются после уроков и «проводятся учителем физической Культуры, старшими учениками (по спортивным играм), имеющими подготовку в объеме инструктора по спорту, «под контролем педагога. Работа строится на добровольном участии учеников в занятиях при их широкой самодеятельности под общим руководством школьного коллектива физической культуры. Различные вопросы функционирования секции должны решаться и обеспечиваться самими школьниками посредством направляющих советов педагога.

В помощь учителю физической культуры на общем собрании спортивной секции избирают совет секции в количестве З человек. Члены совета выбирают председателя. В обязанности совета входят: организация систематических занятий, вовлечение новых членов в секцию, организация команд и выборы в них капитанов, подготовка команд к участию в соревнованиях, учет посещаемости занятий, определение команд-победителей и лучших спортсменов года, совершенствование спортивной базы, уход за оборудованием и инвентарем, организация медосмотров членов секции, контакты с классными руководителями и родителями учеников. Непосредственною помощь в работе секции могут оказать учащиеся ДЮСЩ.

Для проведения занятий в спортивной секции ученики организуются в группы по 15-20 человек в каждой соответственно спортивным достижениям, возрасту, физической подготовленности: мальчики и девочки 3-4, 5-8 классов, юноши и девушки: 10-11 классов. Однако может иметь место и организация занятий в смешанных возрастных группах школьников. В этом случае младшие ученики учатся у старших школьников

Старшие помогают младшим ученикам овладеть спортивными ^действиями, делятся опытом участия в спортивных соревнованиях. С этой целью может быть организована экскурсия спортсменов на значительные спортивные соревнования. Учитель физической культуры (классный руководитель), даваяпояснения ученикам (комментируя соревнования), на живом примере обучает учащихся умению достойно соревноваться со спортивным противником.

В зависимости от вида спорта устанавливается начальный возраст для Занятий в спортивных секциях. Тренировки проводятся на основе учебного плана работы секции 2-4 раза в неделю по расписанию. Это обеспечивает регулярную посещаемость занятий, постоянство состава группы, команды.

В настоящее время в школе составляется единое расписание учебной и внеурочной работы с тем, чтобы полнее занять свободное время школьников интересной познавательной деятельностью, двигательными действиями в целях всестороннего развития.

Занятия в спортивной секции проводятся по специальным программам, одобренным Министерством образования и Спорткомитетом, или на основе классификационной программы. Если по какой-либо причине программы нет, учитель физической культуры составляет ее самостоятельно. Существуют два способа построения учебного материала программы: концентрический и линейный. При концентрическом способе построения учебного материала программы предполагается его повторяемость в усложненном виде на каждой следующей ступени Обучения. При линейном построении учебного материала программы каждая последующая часть материала является непосредственным продолжением предыдущих, Программа занятий в группах общей физической подготовки может быть построена концентрическим: способом.

Материал программы надо рассчитать на школьный учебный год, разделив его на два периода: подготовительный и основной : (соревновательный). В этом специфика спортивной тренировки учащихся общеобразовательной школы, так как в летнее время они уезжают в лагеря отдыха, на отдых с родителями, в сельскую местность к старшим членам семьи. Календарные сроки каждого периода тренировки определяются, исходя из продолжительности учебы детей в школе, а также участия школьников в общешкольных, районных, городских, областных (краевых) соревнованиях.

В подготовительном периоде решаются задачи разностороннего физического развития занимающихся, их общей физической подготовки, тренировки, развития физических качеств с учетом особенностей вида спорта. В связи с этим определяется количество занятий на плавание, беговую подготовку, прыжки, метание и др. В подготовительном периоде планируют знакомство с общими основами техники спортивных движений с некоторым акцентом спортивной специализации. Этим задачам подчинены содержание и методика тренировочных уроков. Физиологическая нагрузка строится по нарастающей кривой со стабилизирующими периодами кратковременного «отдыха».

В основном (соревновательном) Периоде осуществляется изучение и совершенствование техники спортивных движений. Главными задачами основного периода тренировки являются достижение занимающимися спортивной формы и достаточно высоких для своего возраста спортивных результатов» участие в соревнованиях, выполнение требований спортивной классификации, получение (или повышение) спортивного разряда.

Перед соревнованиями Нагрузка в занятиях со школьника ми снижается. В дни соревнований рекомендуется выполнять более объемный комплекс упражнений утренней гимнастики и другие физические упражнения в режиме дня..

Важным условием тренировки школьника-спортсмена и его участия в соревнованиях является регулярное прохождение медицинских осмотров. Каждый ученик, желающий вступить в спортивную секцию, должен посоветоваться с родителями и получить разрешение врача школы, учитывая при этом начальный возраст занятий спортом (табл. 41).

Тренировочные уроки в спортивной секции строятся с учетом общих педагогических требований1 с соблюдением доступности, последовательности, постепенности, систематичности, индивидуализации и других принципов дидактики. ■

Частота и продолжительность тренировочных занятий зависят от возраста учеников.- Для школьников 3-4 классов могут быть рекомендованы двухразовые занятия по 60 минут каждое. В конце первого года обучения проводятся трехразовые 45-ми-нутные тренировки. С 5-го класса двухразовые занятия проводятся продолжительностью 90 минут. С 7 класса продолжительность одного занятия доходит до 120 минут.

В младшем возрасте преимущественное внимание на тренировках уделяется обучению двигательным действиям, а также Основам тактики. В этом возрасте должны быть предусмотрены облегченные условия спортивных соревнований. Используется специальный спортивный инвентарь, изготовленный в школьных мастерских.

Предупреждение спортивного травматизма2 на тренировочных уроках и спортивных соревнованиях должно быть постоянной заботой учителя физической культуры. Тренировочные занятия в спортивной секции должны давать учащимся высокую физиологическую нагрузку и соответствовать функциональным возможностям учеников. Педагогически недопустимо включать учеников в соревнования при недостаточной их подготовленности, тем более нацеливать на высокий спортивный результат

Участие в соревнованиях разрешается после соответствующей технической, тактической и психологической подготовки учеников, при появлении желания помериться силами со сверстниками. Недопустима и узкая специализация, школьников, начинающих заниматься спортом в каких-либо одних видах упражнений. Тренировки должны быть построены на «многоборном» содержании учебного материала и носить разносторонний характер.

- Тренировки юных спортсменов строятся на умении педагога сочетать возрастные' особенности занимающихся с требованиями прогрессирующей спортивной подготовки от урока к уроку, от одного периода тренировки к другому, от одного года занятий к последующим годам подготовки. При этом строго учитываются особенности занимающихся.

К занятиям в секции допускаются все желающие заниматься спортом школьники. Отстранение от занятий из-за спортивной непригодности ученика недопустимо, .

Выделяют три возрастных этапа в содержании тренировочной работы с юными спортсменами (табл. 42).

, Спортивными секциями руководит учитель физической культуры. Он проводит тренировочные занятия, совместно с активом составляет команды спортсменов по видам спорта.

 

8~12лет 13-16 лет Таблица 42 1<Н7лег
1. Обитая физическая подготовка с использованием разнообразных двигательных действий ! , 2 ■ ■ ■ : -; 1. Уменьшение объема общей физической подготовки. Включение элементов специальной физиче-ской подготовки ■ ■. а. ■ ■■■. ■ 1. Специальная физиче- . екая подготовка (на фоне общей физической подгеь товки)
2. Формирование разнообразных двигательных действий (решение задач широкой двигательной подготовки). Овладение основами техники избранного вида спорта 2. Специальная двигательная подготовка занимающихся. Начало специализации , 2. Овладение специальными спортивными действиями. Совершенствование спортивных движений, формиров&йе индивиду альной техники : 3. Приобретение опыта выступления на ответст- >s венных соревнованиях и на соревнованиях значительного масштаба, 4. Совершенствование волевых качеств, необходимых в избранном виде  

 

Спортивно-тактическая подготовка занимающихся
3. Овладение сложными спортивными действиями. Формирование тонких координационных связей
спорта. Аутогенная тре-нировка*

£ Дальнейшее овладение
спортивными движения^
\ ||и. Постепенное подве-
) дение занимающихся к
\ выполнению достаточно
■ сложных в координацион-
\ ном отношении двига-
альных дейстёий_______

4. Общая волевая подготовка Воспитание специальных волевых качеств. Аутогенная тренировка

4. Общая волевая подго
товка. Воспитание специ
фических волевых ка
честв с учетом особенно-
стей вида спорта_____

* И. Морозова. Аутотренинг в школе /■/ Физическая культура в школе. 2003,
№7. . •

Представителем команды на спортивном соревновании вне школы является учитель.

Нравственное воспитание1 юных спортсменов осуществляется на основе демократических, общечеловеческих ценностей. Большое значение в подготовке школьника-спортсмена имеет авторитет учителя-тренера. Общий облик учителя, его внешний вид, культура, форма общения с учениками, манера держаться перед группой (командой), требовательность и доброжелательность должны сочетаться с заботой о здоровье учеников, воспитанием эстетической культуры занятий спортом.

Воспитание сознательного отношения к учению в школе, развитие познавательной и общественной активности учеников, гражданской ответственности и культуры поведения занимают большое место в тренировочном процессе. Необходимо помнить, что ученик-спортсмен должен воспитываться в коллективе детей, имеющих общие учебные и спортивные интересы. Решение воспитательных задач, формирование у школьников умения правильно вести себя на тренировочных занятиях и соревнованиях, в школе, на улице; дома, в общении со сверстниками, воспитание умений выполнять общие правила культуры поведения — одна из главных сторон тренировочного процесса. Использованиюучителем методов убеждения, личного примера в поведении на тренировке придается большое значение. Приводим тематику бесед тренера с юными спортсменами: «Спорт и труд», «Спорт и учеба», «О честности и справедливости», «0 коллективной дисциплине и самодисциплине», «О спортивной чести», «Спорт помогает дружить», «Спорт помогает закалять свою волю», «Что значит быть вежливым»1, «О режиме спортсмена», «О культуре поведения» и др.

4. Обучение Школьников плаванию2. Плавание является эффективным сродством закаливания и оздоровления школьников, формирования жизненно необходимых умений человека. Кто умеет плавать, тому не страшна вода, тот может прийти на помощь терпящему бедствие в воде. Плавание тонизирует нервную систему, создает ощущение жизнерадостности и бодрости. Важно прикладное значение плавания. В процессе плавания пропорционально развивается мускулатура, воспитываются выносливость, координация движений. Особенно благоприятно воздействие плавания на органы дыхания. Неслучайно поэтому плавание включено обязательным содержанием в программу физического воспитания школьников (при наличии соответствующих условий). ,

Необходимо стремиться <х>здать уровня для обучения учащихся плаванию. Можно использовать для этой цели базу ДЮСШ, обучать плаванию на реке, озере, море, в самодельном пришкольном бассейне (при условии эксплуатации его с разрешения санэпидстанции). Ученикам и их родителям дают летнее задание по плаванию. Эту задачу ставят перед детьми, отъезжающими в лагерь отдыха> В таком большом и важном деле помощь школе должны оказать органы народного образования, спортивные организации района, города, администрация города, района, спортивные клубы фабрик и заводов, сельские активисты.

В организации обучения плаванию школьников ведущая роль отводится учителю физической культуры при помощи классных

руководителей и родителей учеников. На родительском собрании решаются, вопросы времени обучения плаванию, подготовки 'Спортивной формы, сопровождения детей в бассейн и образно (младшие классы), обсуждаются выполнение правил поведения учащихся на воде, сроки медицинского осмотра на допуск к занятиям. Важно в период, предшествующий занятиям плаванием, подготовить необходимую документацию: список-заявку на обучение плаванию, заверенную врачом и директором школы; журнал, комплексы общеразвивающих и специальных подготовительных к плаванию упражнений, которые выполняются учениками на уроках физической культуры и других занятиях физическими упражнениями. При этом следует психологически настроить детей на серьезнее отношение к обучению плаванию, изучить с ними меры предупреждения травматизма. В этот период можно ознакомить учеников с плавательными движениями на суше (движе- у,. ния ног, рук, дыхание, согласование движений) с тем, чтобы впоследствии приступить к их изучению непосредственно в воде1. Не следует заранее определять способ обучения плаванию, а нужно по мере усвоения разных плавательных движений выявлять склонности детей и обучать их плаванию кролем на груди, на спине, брассом. Это ускорит процесс обучения плаванию, создаст предпосылки для отбора учеников в спортивные группы плавания. Затем приступают к обучению детей старту и поворотам.

Специалисты отмечают возможность за 10-12 уроков обучить не умеющих держаться на воде и за 15-20 уроков обучить умеющих плавать спортивным способам плавания. Наиболее одаренные дети рекомендуются в отделение плавания детско-юношеской спортивной школы.

5. Туристическая работа2. Туристическая работа в ее разнообразных формах в школе как средство активного отдыха детей решает задачи формирования основ естественных движений человека (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, перелезании, метаниях); приучает учащихся к интересным условиям походной жизни. Так как туристические походы и путешествий проходят на свежем воздухе в сочетании с активными формами передвижения, они способствуют закаливанию организма школьников, повышению их сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Большие возможности раскрывает туризм в решении воспитательных задач.

! Таким образом, в педагогической работе со школьниками туризм рассматривается как средство и метод физического воспитания. Как средство физического воспитания он направлен на широкую двигательную подготовку учащихся, на комплексное развитие физических качеств. Как метод физического воспитания туризм (в многочисленных формах туристической работы) способствует полноценному решению общих задач физического воспитания в разных возрастных группах школьников. Поэтому туризм должен быть неотъемлемой частью процесса физического воспитания в каждой школе.

При организации туристической работы в первую очередь необходимо изучить Инструкцию1 по организация и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися. Для организации пешеходного туризма рекомендуется следующая схема подготовки и проведения похода (табл. 43).

 

    Таблица 43
Подготовка похода Проведение похода Подведения итогов похода
, ,.■..«, : . ■ ■
1. Определение цели похода 1. Проведение похода по плану 1. Обработка собранных в походе материалов ,
2. Комплектование группы 2. Краеведческая физкультурная иобЧцествен-но полезная работа ,.,.7таГ..,.----- fJ"t■.;?"■■'-—■ ; т— 2. Проведение отчетного вечера туристов
3. Предварительное ознакомление с географией и '" экономимой района 3. Соблюдение санитар-нд-гигиеничвожх требо- , ваний похода 3. Встреча с родителями учеников № итогам многодневного похода Ч' >
4. Подбор маршрута   4. Финансовый отчет
pY Медицинский осмотр \ ■ н - ■ ■ л ' ' - ■ 5. Сдача участниками ' похода проверочных испытаний на значок "Юный ТУРИСТ ■'•■'■ ■■ "■' •■■■"■■Г^ :

 

Окончание табл..43

 

3 .:/;„■
6. Тренировка группы '   6. Выполнение спортивного разряда по туризму Ц
7. Составление плана похода. Выбор снаряжения ,    
8. Распределение обязанностей среди участников похода    
9. Подготовка к физкультурной и краеведческой работе    
10. Расчет питания и расходов / , ■  

Комплектование группы. Комплектовать группу необходимо из детей одного возраста и не более как из 15-20 школьников. Большая группа растягивается в пути, и движение ее сильно замедляется. В одном классе поход может быть проведен дважды с половинным составом учеников.

Определение цели похода. При подготовке похода в первую очередь необходимо решить, зачем и куда идти* т. е. определить цель похода. Цель похода выявляется с учетом стремлений детей, их физической подготовленности и может быть примерно следующей: «По местам боев Великой Отечественной войны», «Ознакомление с историческими памятниками прошлого», «Сбор ботанических, зоологических, геологических коллекций», «Поиски полезных ископаемых» и др.

Предварительное ознакомление с географией и историей района. Чтобы определить наиболее интересный маршрут похода, необходимо ознакомиться с книгами, описывающими географию и экономику района, области. Большую помощь в этом могут оказать учитель географии, биологии, ОБЖ (обеспечение безопасности жизнедеятельности), туристские клубы, сотрудники краеведческого и исторического музея, инженеры-геологи. Яо^о/1А(о^ш^та. Когда определена цель и осуществлено ознакомление с районом похода, приступают к подбору маршрута. 0 первую очередь определяют максимальную длину. Затем по крупномасштабной карте прокладывают пункты передвижения, указывают места, наиболее интересные для осмотра и отдыха. Соединяя линией отдельные пункты, измеряют различные отрезки пути. Для многодневного похода заполняют и утверждают в двух экземплярах маршрутный лист.

Медицинский осмотр. С целью допуска к многодневному походу перед началом тренировочных походов участники должны пройти медицинский осмотр и получить персональное разрешение врача и родителей.

Тренировка группы. После выявления цели, маршрута похода и прохождения медицинского осмотра проводится определенная тренировочная работа для подготовки участников к походу. В процессе тренировки школьники должны приобрести необходимые знания, умения и навыки читать карту, ориентироваться на местности, экономно преодолевать различные препятствия. Особое внимание должно уделяться во время тренировок выработке выносливости. Для этого проводят небольшие походы налегке, с каждой последующей тренировкой увеличивая дистанцию на-2-ч-З км. Отдельные тренировочные походы осуществляются с нагрузкой 5—8 кг (в зависимости от возраста учеников). В таких походах школьники привыкают выполнять обязанности, которые им предстоит нести. Перед большим походом руководитель группы нередко проводит проверочный поход. В нем школьники идут с полной нагрузкой и в течение дня должны пройти расстояние, равное дневному переходу. •

Примерный километраж для пешеходных походов.

Для учеников 3-4 классов общая продолжительность однодневного похода не должна превышать 8-10 км. Для учеников 5-6 классов поход с ночевкой проводится протяженностью в 20-25 км, Для учеников 7-8 классов общая продолжительность многодневного похода определяется до 120 км за 12 дней при дневном переходе не свыше 16 км. Для учеников 10-11 классов — до 250 км за 15 дней при дневном переходе до 20 км (табл. 44).

Составление плана похода. Выбор снаряжения. План доходасоставляется для того, чтобы определить, что делать в пути, какие достопримечательности осмотреть туристам. Окончательно план уточняется к началу проведения похода. К этому времени школьники должны хорошо знать маршрут, ознакомиться по литературе с местами похода, знать карту района передвижения

Таблица 44



J Р

ш Е * о о 5 5 о Ч ш

i

iii

длительность походов

si*

а


Нормы нагрузок для пешеходных туристических походов школьников ;

В личное снаряжение как минимум, входят:

1. Рюкзак.

2. Рубашка с длинным рукавом, брюки. Может быть также использован хлопчатобумажный или утепленный тренировочный спортивный костюм.

3. Свитер иди теплая куртка.

4. Разношенные, но крепкие ботинки. Тапочки, которые рекомендуется одевать на привале.

5. Носки шерстяные и хлопчатобумажные (2 смены).

6. Головной убор (желательно с козырьком).

7. Две смены нательного белья.

8. Легкое одеяло (или спальный мешок).

9. Металлическая миска, кружка, ложка, складной нож.

10. Полотенце, мыло, зубная щетка, зубная паста.

11. Записная книжка, отточенные карандаши (шариковая ручка), почтовая бумага, конверты, открытки.

12. Иголка, нитки, пуговицы.

К групповому снаряжению относятся:

1. Палатки (если поход проходит с ночевкой).

2. Компас (один на 2—4 человека).

3. Топоры походные.

4. Лопата саперная.

5. Ведра, кастрюли, котелки .чайник (и чехлы к ним), разливная ложка. Общая вместимость посуды определяется из расчета двух литров на человека.

6. Кухонное полотенце, мешочки для продуктов, хозяйственное мыло.

7. Карманный фонарик с запасными батарейками.

8. Несколько свечей. Спички в непромокаемом мешочке.

9. Карта рай-онапохода с проложенным на ней маршрутом.

10. Бумага для походной газеты, краски, цветные карандаши.

11. Фотоаппарат. -

12. Часы.

13. Набор для ремонта обуви, обувной крем.

14. Походная аптечка.

15. Специальное снаряжение в зависимости от цели похода и задач краеведческой работы.

16. Горн для сигналов. Свистки.

17. Волейбольные и футбольные мячи. Походные шахматы, шашки, домино.

18. Удочки для рыбной ловли.

19. Веревки различного диаметра, тонкий шнур.

20. Надувные автокамеры (резиновые лодки).

Распределение обязанностейсреди участников похода. В период подготовки к походу обязанности среди туристов распределяют, исходя из их склонностей и желаний.

Командир группы является помощником руководителя похода. Он следит за порядком, за наличием состава туристов, распределяет дежурства и наряды, проверяет выполнение обязанностей.

Проводник с помощью руководителя похода обеспечивает продвижение группы по маршруту. Обязанное™ проводника должны уметь поочередно выполнять все ученики. Проводник обязан умело обращаться с компасом, бегло и правильно читать карту. •

Завхоз ведает групповым снаряжением и продуктами питания. По указанию руководителя похода производит необходимые закупки до и в процессе похода. При уходе с привала просматривает, все ли снаряжение взято туристами.

Костровой выбирает укромное место для костра, строго соблюдает противопожарные правила. Разводит костер,1 следит за поддержанием огня. По окончании приготовления пищи он следит, чтобы тщательно погасили костер, накрывая его дерном.

Кашевар составляет меню, руководит выделенными ему помощниками, приготавливает и распределяет пишу.

Физорг проводит совместно с помощниками зарядку, организует спортивные игры на привале, другие интересные занятия физическими упражнениями, простейшие спортивные соревнования, помогает руководителю похода обучать школьников плаванию.

Санитар ведает походной аптечкой, следит, чтобы все участники похода соблюдали питьевой режим и необходимые санитарно-гигиенические правила.

Корреспондент Ведет записи в путевом дневнике, отмечая наиболее интересные моменты и события похода. Желательно, чтобы корреспондент имел фотоаппарат.

Замыкающий идет в конце группы, следит, чтобы не было отстающих в пути. Эти обязанности выполняют разные школьники.

Подготовка к краеведческой работе. Краеведческая работа требует несложного оборудования, изготовленного силами учащихся, и необходимых навыков для ее ведения. К краеведческому оборудованию относятся: планшет для глазомерной съемки, визирная линейка, папки для гербариев с фильтровальной бумагой, матерчатые мешочки (с номерами) для собирания минералов.

Расчет питания и расходов. В процессе подготовки к многодневному походу составляется смета расходов. В нее включаются; стоимость питания, проезда по железной дороге, катером, пароходом, автобусом; цена проката снаряжения, ночлега на базах отдыха, оплата экскурсоводов, непредвиденные расходы.

При определении количества продуктов важно учитывать их калорийность. Так, для школьников 3-4 классов необходимо примерно 2500-3000 калорий, 5-8— 3200-3500 калорий, 10-11— 3500-3800 калорий в Сутки.

Проведение похода. В процессе похода на руководителя группы ложится большая и серьезная ответственность за сохранение здоровья и жизни школьников. Под его непосредственным руководством обеспечивается проведение работы по плану. Особое внимание руководителю похода надо уделить нравственному воспитанию школьников, формированию положительных черт, воли и характера, эстетическому воспитанию (развивать способность видеть и чувствовать природу), осуществлять патриотическое воспитание. Он обеспечивает развитие навыков походной жизни, контролирует выполнение учащимися санитарно-гигиенических правил похода, требует соблюдения туристами высокой дисциплины.

В пути руководитель похода знакомит школьников с правилами охраны зеленых насаждений, водоемов, исторических и культурных памятников.

Во время похода рекомендуется проводить познавательные экскурсии, сбор коллекций, встречи с населением, сельскими школьниками; участвовать в общественно полезном труде (подготовка учебно-наглядных пособий для школы, посильная сельскохозяйственная работа, показ художественной самодеятельности, спортивные встречи и пр.)

Важным условием многодневного похода является строгое соблюдение режима: ежедневное выполнение упражнений зарядки, проведение игр, мероприятий по закаливанию, организация своевременного приема пищи и отдыха.

Особой заботой руководителя должна быть правильная и безопасная организация купания и обучения плаванию. -

Распорядок дня в туристическом походе может быть следующим: .

7.00-8.00 -*• Подъем. Зарядка. Уборка места ночлега. Водные процедуры (умывание, обтирание, купание).

8.00-9.00 — Завтрак. Подготовка к выходу или к работе

9.00-11.30 «- Переход. Краеведческая, общественно полезная и другая работа.

11.30-16.00 — Большой привал. Купание. Приведение в порядок снаряжения, одежды, обуви. Обед. Отдых (сон). Уборка места привала. Подготовка к выходу и работе по плану.

16.00-18.00 — Переход. Работа по плану,

18.00-20.00 — Подготовка места для ночлега. Ужин.

20.00-22.00 — Свободное время. Записи в дневник. Беседы.

22. 00-22. 30 — Подготовка ко сну . Отбой

В походе, как правило, без уважительных причин не допускается отклонений от маршрута. Встречающиеся в пути труднопроходимые и опасные места тщательно проверяются с точки зрения возможности их преодоления..

Из согласованных с руководителем школы пунктов необходимо регулярно сообщать в школу о ходе похода, изменении маршрута, самочувствии учеников-

Подведение итогов похода. По возвращении школьников из похода им предстоит отобрать, систематизировать и обработать собранный в процессе путешествия материал, подготовить стенд с коллекциями» фотоальбом (или фотомонтаж), выпустить стенгазету с изображением маршрута похода, рассказами участников путешествия о наиболее интересных событиях в пути.

При анализе результатов похода следует определить его познавательную ценность, выявить имевшие место недостатки, оценить дисциплину и организованность группы. С этой целью может быть проведен отчетный вечер с приглашением на него родителей, учителей и школьников параллельных классов. Вечер следует тщательно готовить, правильно определить его содержание. Главная инициатива при этом предоставляется самим ученикам.

Для учащихся начальной школы рекомендуется проводить туристические прогулки, облегченные походы, походы выходного дня. Туристический поход проводят два раза в год. В средних классах проводят летний и зимний туристические походы. Для учащихся старших классов организуют два длительных похода в год.*

Для проведения туристической работы рекомендуется организовать в школе туристический клуб. После окончания учебного года можно создать летний туристический лагерь. Желательно также проводить туристические слеты, туристические эстафеты, встречные и звездные походы, туристические экспедиции, туристические путешествия на велосипедах, лыжах, лодках, плотах, В период праздников или каникул школьников рекомендуется провести семейный туристический поход.

б. Игры школьников «Зарница» и «Орленок». Они популярны среди детей и так же, как туризм, способствуют приобретению прикладных навыков в действиях на местности. Это необходимо, особенно юношам. Подготовка учеников к играм «Зарница» и «Орленок» и их проведение описаны в соответствующей литературе2

Литература:

1. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.

2. Общие основы теории и методики физического воспитания: Учебник / Под ред. Т.Ю.Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – Т. 1. - 424с.

3. Янсон Я.С. Физическая культура …

4. Коффман Книга учителя физической культуры

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ | Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.015 сек.