2. Как сложить: 1) два вектора, имеющих общее начало, 2) два вектора, имеющих разное начало, 3) несколько векторов?
3. Как умножить вектор на число, которое: 1) больше единицы, 2) меньше единицы? А на отрицательное число?
4. Пусть известны координаты точек - начала и конца вектора. Как найти координаты вектора и его длину?
5. Как найти координаты суммы, разности, произведения вектора на число, если известны координаты двух векторов?
6. Что называется скалярным произведением векторов? Сформулируйте свойства скалярного произведения векторов.
7. Запишите формулу вычисления скалярное произведение векторов, если известны координаты векторов.
8. Как определить с помощью скалярного произведения векторов, что векторы ортогональны?
9. Как, зная координаты векторов, определить, что векторы коллинеарны?
С середины 50-х годов началось ускоренное развитие событий, которые, нарастая, стали менять границы, структуру и динамику предпринимательства. Перед фирмами все чаще вставали новые и неожиданные задачи, уводившие настолько далеко, что П. Друкер определил наступившие времена как «эпоху без закономерностей». Д. Белл дал ей имя постиндустриальной эпохи, и этот термин мы будем использовать в дальнейшем. В 90-х годах 20 века и в начале 21 века перемены продолжаются, причем таким темпом, что можно с уверенностью предсказать дальнейшее нарастание неустойчивости, по крайней мере, на 10—15 лет вперед.
В индустриальную эпоху внимание управляющего целиком концентрировалось на делах бизнеса, заботах его собственного хозяйства. У него не было отбоя от желающих работать (если он предлагал разумную плату), а потребители не привередничали. Его редко беспокоили такие проблемы, как таможенные тарифы, валютные курсы, разница в темпах инфляции, культурные различия и политические меры, принимаемые с целью закрытия доступа на рынки, глобализация, финансовые проблемы Греции, Италии, Испании и т.п.
Точно так же, как это уже было при переходе от производственной к рыночной ориентации, многие фирмы не признавали перехода к постиндустриальной ориентации либо встречали ее в штыки, так как она увеличивала неопределенность, угрожала стабильному положению управляющих, требовала по-новому смотреть на вещи и по-новому работать. Сопротивляясь переменам, фирма нередко создавала разрыв между своим поведением и жесткими требованиями своего окружения. Фирма продолжала сосредоточивать силы на маркетинге и не замечала изменений в области технологии и новых политических условий; она все еще опиралась на аналогии с прошлым, но опыт уже не мог служить руководством для будущего. Такая реакция управляющих хорошо описывается французской пословицей «Чем больше все меняется, тем больше все остается по-старому».
Но ничего не остается по-старому. Глубинной причиной всех перемен являются
отрасли, обслуживающие первичные потребности, так как они достигают уровня насыщения спроса. Они не обязательно приходят в упадок, но темпы их роста снижаются.
Проблемы производства и сбыта продукции нарастают и усложняются, и на них накладываются другие сложности: технологические прорывы, устаревание, изменения в структуре экономики и рынка, отношения между фирмой и государством, фирмой и обществом. Чисто предпринимательские заботы не заменяют постоянных забот о конкуренции и производстве, а накладываются на них.
Во второй половине 20 века и начале 21века число новых задач, обусловленных изменениями обстановки, неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не подлежат решению исходя из опыта, полученного в первой половине века. Новизна, сложность и темп появления новых задач обуславливают возрастание значимости следующих стратегических факторов:
1. Стратегические неожиданности;
2. Потеря контроля над внешней средой фирмы;
3. Воздействие общества и политических сил на рыночное поведение фирмы;
4. Глобализация;
5. Ограниченность ресурсов.
Переведенная с языка кибернетической науки на язык управления фирмой теорема необходимого разнообразия Р. Эшби гласит, что для того, чтобы успешно противостоять среде, сложность и быстрота принятия решений в фирме должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих в среде. Фирма ничего не добьется упрощенными или слишком сложными решениями. Таким образом, для того, чтобы справляться со все более сложными проблемами своего окружения, управлению нужно строить все более сложные системы.
Сложность и новизна создают возрастающую нагрузку на высшее звено управляющих, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствует условиям решения проблем. Происходит увеличение разрыва между нагрузками на системы управления и их возможностями. Преодоление этого разрыва тремя способами, дополняющими друг друга: