Общие и частные предпосылки возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения
Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению граждан РБ необходимы как общие, так и частные предпосылки.
К числу общих предпосылок возникновения таких правоотношений относятся:
1. нормы права, установившие права граждан на социальное обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца; право на помощь семье в воспитании детей;
2. наличие у граждан РБ правоспособности (правоспособность в сфере социального обеспечения – это юридическое свойство граждан, которым они наделены со дня рождения, а также способность гражданина получить права и нести обязанности в сфере социального обеспечения );
3. наличие у граждан РБ дееспособности (права и обязанности гражданин должен реализовать сам непосредственно, а за детей – их родители или законные представители; дееспособность у граждан возникает с момента наступления соответствующих юридических фактов).
Если гражданин имеет право на социальное обеспечение, правоспособен и дееспособен в сфере социального обеспечения, то он является правосубъектным.
К числу частных предпосылок возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению граждан Республики Беларусь относятся юридические факты. Совокупность юридических фактов составляет юридический состав.
Юридические факты – это такие действия или события, которым нормы права социального обеспечения придают юридическое значение.
При этом события не зависят от воли и сознания человека, а действия, как юридические факты, зависят от воли и сознания человека.
События - это такие юридические факты, как рождение ребенка, смерть гражданина, достижение лицом пенсионного возраста и др.
Действия - это такие юридические факты, как трудовой стаж, выслуга лет, установление лицу группы инвалидности, подача заявления о назначении конкретного вида социального обеспечения.
Для того, чтобы конкретное правоотношение в сфере социального обеспечения возникло, необходимы все вышеназванные общие и частные предпосылки.
Каждое правоотношение в сфере социального обеспечения имеет своих субъектов.
1. Субъектами правоотношений в сфере социального обеспечения выступают граждане РБ, наделенные отраслевой правоспособностью.
2. Субъектом анализируемых правоотношений выступают органы социальной защиты населения.
В правоотношениях но социальному обеспечению одним из субъектов всегда выступает физическое лицо (гражданин). С другой стороны, субъектом правоотношений является государственный или иной орган. Как средство правового регулирования правоотношения представляют собой неразрывную взаимосвязь их участников через субъективные права и обязанности. В связи с этим правоотношения, во-первых, выполняют функцию связующего звена между нормой права и фактическим общественным отношением; во-вторых, правовое поведение субъектов оформляется в виде прав и обязанностей. При этом его формой выступает характер взаимосвязи сторон в правоотношении. Субъектов правоотношений характеризует равенство сторон, но граждане являются правомочным субъектом, а компетентные органы — правообязанным.
Правовые нормы, закрепляя за субъектами возможность вступления в правоотношения по поводу социального обеспечения, тем самым фиксируют у них наличие такого своеобразного юридического качества, как правоспособность, т.е. возможность выступать носителем юридических прав и обязанностей.
Например, гражданин имеет право на конкретный вид и размер социального обеспечения. Однако он обязан представить в органы социальной защиты документы о возрасте, инвалидности, стаже, заработной плате, рождении ребенка и др. В свою очередь, органы социальной защиты обязаны назначить и выплачивать гражданину соответствующий вид и размер социального обеспечения. Они имеют право потребовать от гражданина представить все необходимые документы, подтверждающие его правоспособность на этот вид и размер социального обеспечения.