Дидактический принцип прочности требует, чтобы знания, умения и навыки, усваиваемые учащимися в процессе обучения, были прочными, обладали свойством воспроизведения и применения в различных ситуациях. Прочные знания, умения и навыки необходимы как для успешного продолжения образования, так и для формирования у учащихся научного мировоззрения, развития познавательных способностей, подготовки их к практической деятельности.
Отмечая, что большинство учеников выносят из школ “ только поверхностное образование или даже только намек на образование “, Я.А.Коменский указывал на следующие причины этого существенного порока современной ему школы: “ это происходит либо потому, что в школах, пренебрегая существенным, обращают внимание на ничтожное и пустое, либо потому, что ученики снова забывают то, что они выучили. Наша память не обладает способностью тот час воспроизводить все то, что мы когда-то читали и слышали ”.
Коменский в “Великой дидактике” сформулировал основы прочности (основательности) обучения, которые легли в основу принципа прочности обучения в классической дидактике и совершенствовались многими ее прогрессивными представителями (К. Д. Ушинским, А.Дистервегом). Многие из разработанных ими положений сохранили свою актуальность и для современного процесса обучения.
Осуществление принципа прочности обеспечивается, прежде всего, деятельностью преподавателя по сообщению новых знаний, формированию умений и навыков, организации самостоятельной познавательной работы учащихся.
Большое значение имеет дидактически продуманный отбор учебного материала, четкое выделение в нем основного, главного и дополнительного, второстепенного. На первом этапе обучения дается лишь основное содержание материала, который затем расширяется как преподавателем, так и в самостоятельной работе учащихся, дополняется необходимыми фактами и обобщениями. Основной материал используется и на последующих этапах обучения, что способствует его более прочному усвоению. Распространенной ошибкой многих преподавателей является стремление дать учащимся максимальный объем сведений, предусмотренных учебной программой (а иногда и сверх ее), изложить его на “одинаковом уровне”, без акцентирования узловых моментов, требующих особо пристального внимания в целях прочного их усвоения. А дальнейшая работа над учебным материалом часто сводится к многократным его повторениям, опирающимся в основном на работу механической памяти учащихся.
К.Д.Ушинский говорил, что учителя привыкают очень много “насыпать в головы учащихся, мало заботясь о том, что из насыпанного осталось. Если ученики забывают меньше, чем учат, то в голове что-то остается, если же они забывают столько, сколько учат, тогда расход с приходом сходится, а в кассе ничего не остается, кроме привычки все забывать быстро и ничего не усваивать прочно”. Признавая преимущества логической памяти в сравнении с механической, Ушинский писал: “Жалким бы существом был человек, если бы его развитие не пошло далее механической памяти, но жалок был бы человек и тогда, если бы он лишился вдруг этой памяти: он не только не мог бы говорить, но даже и понимать, что говорят другие”.
В связи с этим запоминание и заучивание как основа прочности обучения, должно достигаться путем сочетания логической и механической памяти.
Огромный объем современной научной информации, возрастающая роль электронных запоминающих устройств все больше ограничивает сферу применения механической памяти человека. Поэтому следует выделять материал, подлежащий заучиванию и обязательному запоминанию, приучать учащихся к самому широкому использованию различных вспомогательных пособий (справочников, пособий, энциклопедий, словарей, таблиц, схем).
Одно из главных условий, определяющих достижение прочности усвоения знаний, умений и навыков, состоит в глубокой внутренней осознанности их учащимися, в формировании потребности их сохранения на длительное время с целью практического применения. Такую осознанность нельзя выработать бесконечными моралями, она достигается всей системой обучения, направленной на то, чтобы учащиеся хорошо понимали значение каждого учебного предмета в отдельности и содержания образования в целом. В этом проявляется определенная связь между принципами сознательности и прочности обучения.
Прочность усвоения во многом зависит от правильной организации, первичного восприятия изучаемого материала, которая достигается соблюдением дидактических принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, четкостью и ясностью изложения учебного материала преподавателем, эмоциональным воздействием его на учащихся.
Важное значение для обеспечения принципа прочности знаний, умений и навыков имеет организуемая преподавателем самостоятельная учебная работа учащихся.
Усвоение материала лишь начинается в процессе изложения знаний преподавателем (даже при условии активного участия в нем учащихся), но в полной мере достигается лишь в результате большой затраты умственных и физических сил самих учащихся. Поэтому требуется умелая организация самостоятельной деятельности учащихся. Особое внимание при этом следует обращать на выработку у учащихся рациональных приемов мыслительных операций и практических действий.
Установлено, например, что запоминание в процессе повторения происходит более успешно, если учащиеся используют разнообразные виды мыслительной деятельности (а основе наблюдений выводят обобщения, делают сравнения, анализируют, синтезируют и т.д.)
Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается также созданием таких ситуаций, которые побуждают учащихся прибегать к помощи изученного материала для решения поставленных перед ними задач практического характера, так в жизни, в общественнополезном и производительном труде. Этой цели служат различные упражнения, лабораторные работы и практические задания, выполнение домашних заданий.