русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 2400; Нарушение авторских прав


ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ, ОСОЗНАННОСТИ И ДЕЙСТВЕННОСТИ

 

Дидактический принцип прочности требует, чтобы знания, умения и навыки, усваиваемые учащимися в процессе обучения, были прочными, обладали свойством воспроизведения и применения в различных ситуациях. Прочные знания, умения и навыки необходимы как для успешного продолжения образования, так и для формирования у учащихся научного мировоззрения, развития познавательных способностей, подготовки их к практической деятельности.

Отмечая, что большинство учеников выносят из школ “ только поверхностное образование или даже только намек на образование “, Я.А.Коменский указывал на следующие причины этого существенного порока современной ему школы: “ это происходит либо потому, что в школах, пренебрегая существенным, обращают внимание на ничтожное и пустое, либо потому, что ученики снова забывают то, что они выучили. Наша память не обладает способностью тот час воспроизводить все то, что мы когда-то читали и слышали ”.

Коменский в “Великой дидактике” сформулировал основы прочности (основательности) обучения, которые легли в основу принципа прочности обучения в классической дидактике и совершенствовались многими ее прогрессивными представителями (К. Д. Ушинским, А.Дистервегом). Многие из разработанных ими положений сохранили свою актуальность и для современного процесса обучения.

Осуществление принципа прочности обеспечивается, прежде всего, деятельностью преподавателя по сообщению новых знаний, формированию умений и навыков, организации самостоятельной познавательной работы учащихся.

Большое значение имеет дидактически продуманный отбор учебного материала, четкое выделение в нем основного, главного и дополнительного, второстепенного. На первом этапе обучения дается лишь основное содержание материала, который затем расширяется как преподавателем, так и в самостоятельной работе учащихся, дополняется необходимыми фактами и обобщениями. Основной материал используется и на последующих этапах обучения, что способствует его более прочному усвоению. Распространенной ошибкой многих преподавателей является стремление дать учащимся максимальный объем сведений, предусмотренных учебной программой (а иногда и сверх ее), изложить его на “одинаковом уровне”, без акцентирования узловых моментов, требующих особо пристального внимания в целях прочного их усвоения. А дальнейшая работа над учебным материалом часто сводится к многократным его повторениям, опирающимся в основном на работу механической памяти учащихся.



К.Д.Ушинский говорил, что учителя привыкают очень много “насыпать в головы учащихся, мало заботясь о том, что из насыпанного осталось. Если ученики забывают меньше, чем учат, то в голове что-то остается, если же они забывают столько, сколько учат, тогда расход с приходом сходится, а в кассе ничего не остается, кроме привычки все забывать быстро и ничего не усваивать прочно”. Признавая преимущества логической памяти в сравнении с механической, Ушинский писал: “Жалким бы существом был человек, если бы его развитие не пошло далее механической памяти, но жалок был бы человек и тогда, если бы он лишился вдруг этой памяти: он не только не мог бы говорить, но даже и понимать, что говорят другие”.

В связи с этим запоминание и заучивание как основа прочности обучения, должно достигаться путем сочетания логической и механической памяти.

Огромный объем современной научной информации, возрастающая роль электронных запоминающих устройств все больше ограничивает сферу применения механической памяти человека. Поэтому следует выделять материал, подлежащий заучиванию и обязательному запоминанию, приучать учащихся к самому широкому использованию различных вспомогательных пособий (справочников, пособий, энциклопедий, словарей, таблиц, схем).

Одно из главных условий, определяющих достижение прочности усвоения знаний, умений и навыков, состоит в глубокой внутренней осознанности их учащимися, в формировании потребности их сохранения на длительное время с целью практического применения. Такую осознанность нельзя выработать бесконечными моралями, она достигается всей системой обучения, направленной на то, чтобы учащиеся хорошо понимали значение каждого учебного предмета в отдельности и содержания образования в целом. В этом проявляется определенная связь между принципами сознательности и прочности обучения.

Прочность усвоения во многом зависит от правильной организации, первичного восприятия изучаемого материала, которая достигается соблюдением дидактических принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, четкостью и ясностью изложения учебного материала преподавателем, эмоциональным воздействием его на учащихся.

Важное значение для обеспечения принципа прочности знаний, умений и навыков имеет организуемая преподавателем самостоятельная учебная работа учащихся.

Усвоение материала лишь начинается в процессе изложения знаний преподавателем (даже при условии активного участия в нем учащихся), но в полной мере достигается лишь в результате большой затраты умственных и физических сил самих учащихся. Поэтому требуется умелая организация самостоятельной деятельности учащихся. Особое внимание при этом следует обращать на выработку у учащихся рациональных приемов мыслительных операций и практических действий.

Установлено, например, что запоминание в процессе повторения происходит более успешно, если учащиеся используют разнообразные виды мыслительной деятельности (а основе наблюдений выводят обобщения, делают сравнения, анализируют, синтезируют и т.д.)

Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается также созданием таких ситуаций, которые побуждают учащихся прибегать к помощи изученного материала для решения поставленных перед ними задач практического характера, так в жизни, в общественнополезном и производительном труде. Этой цели служат различные упражнения, лабораторные работы и практические задания, выполнение домашних заданий.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРИНЦИП СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ | С РАЗУМНОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬЮ К НЕМУ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.